Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

МИНИ-МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Ушакова Ирина Александровна
Воспитатель
ГБДОУ № 99 Выборгского района
г. Санкт-Петербург
Мини-музей как средство нравственно-патриотического воспитания
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Ведь именно этот возраст является благоприятным периодом для воспитания: патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа.
Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
И поэтому главными задачами для педагогов и родителей становятся:
- как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов
Большая роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников отводится общественности, окружению, взаимодействию детей и взрослых:
• Родители
• Библиотека
• Музеи истории
• Совместные экскурсии по достопримечательностям
• Встречи с ветеранами войны
• Связь поколений (Родословное)
• Встречи с интересными людьми
• Фольклорные мероприятия
• Совместные мероприятия с родителями
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из условий полноценного развития гармоничной личности ребёнка. Как показывают исследования психологов, именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социального опыта.
Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Эту задачу с успехом помогают решать экспозиции в мини-музее ДОУ, где все представленные макеты созданы руками педагогов, воспитанников и их родителей.
Наличие музея в детском саду помогает в решении проблем воспитания культурной личности ребёнка, а также закладывает его нравственные основы.
Целью работы музея по нравственно-патриотическому воспитанию является: становление бережного отношения к достояниям истории и культуре своего народа.
Задачи:
1.         формировать представления об истории жилища, предметов быта, о развитии цивилизации, о составе семьи;
2.         формировать бережное отношение к природе и всему живому;
3.         формировать первоначальные представления об истории России, основных исторических событиях;
4.         развивать интерес к русским традициям и промыслам;
5.         воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
6.         воспитывать чувства уважения к другим народам.
Задачи патриотического воспитания решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, быту, через знакомство с произведениями устного народного творчества и, конечно, через проведение познавательных занятий и экскурсий в мини - музее детского сада. Всё это формирует взаимоотношения дошкольника со взрослыми и сверстниками.
Нельзя говорить о патриотизме, не затрагивая тему семьи. Поэтому большой пласт работы должен быть направлен на то, чтобы объединить детей и родителей, воспитать у детей чуткое и бережное отношение к своим близким.

В музее, посвященном семье можно разместить герб семьи, коллекции марок, значков, календариков, которые собирали мамы или папы в детстве, старинные елочные игрушки, украшения сделанные своими руками и многое другое.
Основа патриотического воспитания дошкольников начинается с любви к своей "малой" Родине. Любовь к большому надо прививать с малого: а именно с любви к родному городу, поселку, улице, на которой ты живешь.

Очень важно знакомить ребёнка с историей своего народа, так как обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за край, в котором ты живёшь
В мини-музее «Русская изба» ребята могут познакомиться с тем, как жили их предки много лет назад.

В мини-музее «Народного творчества» изучают виды народного творчества и его разнообразие.


В современном обществе наблюдается падение интереса к чтению художественной литературы. Многие дети увлекаются компьютерными играми с воинственным содержанием, полностью вытесняющими великолепные игры с героями сказок, борющимися со злом, помогающими слабым, обиженным, спасающими добрых и честных.
Одна из главных задач в развитии и воспитании дошкольников состоит в том, чтобы с помощью художественной литературы, в частности сказок, прививать детям интерес к художественному слову, формировать ценностные ориентации, нравственные начала, составляющие духовную основу их личности, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, любить свою страну.
Включение музея русских народных сказок в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Конечно, нельзя привить любовь к Родине, не знакомя детей с великими писателями, которые родились, выросли на этой земле и создали множество великолепных произведений.
Таким мини-музеем может стать «Музей сказок А.С. Пушкина»

Нельзя быть патриотом своей Родины, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.
Одной из задач данного музея может стать передача эстафеты памяти, знакомство детей дошкольного возраста с величием и самоотверженностью подвига русского народа, завоевавшего Победу.
В данном музее можно разместить рассказы о прадедах воспитанников, которые воевали в годы Великой Отечественной войны и выиграли памятное сражение за свою Родину, вещи, которые хранятся в семьях.
Экспонаты музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, для развития речи, воображения, интеллекта. Любой предмет мини-музея может подсказать интересную тему для разговора.
Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». Причём, в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших рассказывают воспитатели.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину. Способствует развитию еще большего интереса к традициям, истории, культуре своей Родины.
Ноябрь 2021