Конференции

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

    Файзулаева Ильмира Святославовна
    учитель русского языка и литературы
    МАОУ СОШ 3 с УИОП г.о. Балашиха.
    Дамбинова Гульсия Святославовна
    учитель химии
    МБОУ СОШ №29 г. Астрахань.
    Березова Виктория Владимировна,
    учитель истории и обществознания,
    МАОУ СОШ №3с УИОП г.о.Балашиха.
    «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества, ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота. Это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется, патриотическим воспитанием»
    В.А. Сухомлинский
    Каждый педагог должен понимать, что воспитание гражданина, патриота – это процесс, в основе которого лежат индивидуальные психологические особенности личности. На основании этих особенностей у учащихся складываются различные представления о жизни, окружающем мире, событиях, включая и представления о Родине.
    Процесс воспитания в образовательном учреждении с давних пор является организованным и целенаправленным воздействием на личность и поведение ученика. В педагогической психологии процесс воспитания рассматривается в аспекте воздействия на чувства. Межличностные отношения, освоение социальных ценностей и установок, норм и правил поведения – все затрагивает чувствительную сферу.
    Формирование патриотизма у учащихся основывается на преобладании индивидуальных либо общественных мотивов в отношении к своей Родине, любви к Отечеству. Становление и развитие патриотизма, формируется на уровне конкретного образного мышления. Изучая роль психологических механизмов и психологических факторов в формировании патриотического потенциала у школьников, можно полагать, что патриотизм - это итог сформированного социального чувства и способа эмоционально-нравственного отражения действительности. Эти способы отражения могут быть представлены в виде развитых чувств, образов, восприятий, представлений, воображений, в виде идеалов. Главная роль принадлежит чувствам. Рассуждая о роли чувств человека, А.Н. Радищев в своих произведениях спрашивал: «Не от чувств ли ты получаешь все свои понятия?».
    Из опыта работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников
    У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
    Воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:
    ·          гражданско-патриотическое;
    ·          духовно-нравственное;
    ·          спортивно-оздоровительное;
    ·          культурно-эстетическое;
    ·          учебно-познавательное;
    ·          общественно полезная деятельность;
    ·          индивидуальная работа с учащимися.
    Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм должны стоять впереди и вести за собой интеллект.
    В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
    Цели работы по патриотическому воспитанию:
    ·          формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;
    ·          воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью «Гражданина - патриота России»;
    Задачи работы по патриотическому воспитанию:
    ·          сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
    ·          сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
    ·          сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
    ·          сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
    ·          вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
    Основные принципы:
    Принцип целостно-смыслового равенства
    У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: «хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело».
    Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
    Концептуальные принципы совместного образования
    Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
    Принципы организации и самоорганизации готовности субъекта к воспитанию (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятия решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
    Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
    При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся, педагог реализует следующую эффективную воспитательную цепочку:
    ·          Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям;
    ·          Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
    ·          Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
    ·          Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).
    ·          Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
    Заповеди, на основе которых я строю работу по патриотическому воспитанию обучающихся:
    ·          Цени и оберегай свое отечество;
    ·          Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
    ·          Дорожи историей своего народа;
    ·          Свято относись к символике своей страны;
    ·          Береги красоту своего края.
    Ожидаемые результаты
    В процессе реализации программы патриотического воспитания обучающихся у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
    ·          активная гражданская позиция;
    ·          способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
    ·          чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
    ·          духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
    ·          способность к саморазвитию.
    Систему патриотического воспитания в классе каждый педагог строит с учётом возраста учащихся, учитывая степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
    Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. В 2020-2021 учебном году (5 класс) была определена одна из важнейших задач воспитания классного коллектива: способствовать формированию гражданских и нравственных качеств личности школьников, воспитанию у них активной жизненной позиции.
    Огромное воспитательное значение имел открытый классный час «Литературно-музыкальная композиция «Цветы и порох», на который были приглашены ветераны. Дети читали стихи, пели песни о тяжелых годах войны и, конечно, о Победе, после чего с огромным удовольствием послушали рассказы ветеранов о тех далёких памятных днях.
    В дальнейшем реализация обозначенной воспитательной задачи была продолжена. Учащиеся приняли активное участие в Спартакиаде, посвящённой Дню Победы.
    Творческая группа класса приняла участие в областном этапе Всероссийской Акции «Я – гражданин России».
    Одной из воспитательных задач являлось развитие внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование нравственной культуры, гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие.
    Учащиеся приняли участие в акции «Национальные лица Победы», организованной Южно – Российским гуманитарным институтом. В рамках данной акции ребята посетили мастер – класс «Обучение искусству фотографии» с целью подготовки к проведению съёмок ветеранов Великой Отечественной войны; побывали в гостях у ветерана, где провели фотосъёмку и послушали рассказы удивительной женщины о нелёгкой жизни во время войны; посетили мастер – класс по созданию своими руками подарков ветеранам; присутствовали на фотовыставке в Братском садике; вручили памятные подарки ветеранам.
    С огромным удовольствием побывали в Музее боевой славы, где смогли узнать о трудовых буднях и славных подвигах как на фронте, так и в тылу, увидеть личные вещи участников событий, документы, разнообразное оружие, технику соответствующего исторического периода, электрифицированную карту «Боевой путь 28-й Армии и ее основных боевых соединений». Особенно запомнилась инновационная экспозиция «Погружение». Это настоящая машина времени, дополненная современным компьютерным оборудованием. В четырех помещениях городской Сталинградской квартиры времен Великой Отечественной войны благодаря свету и звуку воссозданы реалии 40-х годов. Прототипом для авторов выставки послужила действительно существующая квартира. Она принадлежала инженеру Сталинградского тракторного завода Константину Колесову, который жил в аналогичных условиях с женой и двумя детьми.
    Учащийся нашей школы занял 2 место в городском конкурсе чтецов «Быть достойным Великой Победы».
    8 мая в Астрахани состоялась уникальная акция памяти участников Великой Отечественной воны «Бессмертный полк», посвященная ежегодному празднованию победы над фашизмом, в котором приняли участие учащиеся нашей школы. Цель всероссийского проекта — сохранить память о солдатах войны в каждой семье. По улице Советской от памятника Курмангазы до Братского сада прошло свыше тысячи человек. С портретами своих родственников-фронтовиков, партизан и тружеников тыла, которым не довелось дожить до 69-й годовщины Победы, участники акции выступили в шествии. Ребята со своими родственниками подготовил фотографии своих ветеранов, участников войны, оформили для торжественного парада специальные штендеры. Ветераны уходят навсегда, они уже не пройдут в День Победы в строю однополчан, но вместо них это могут сделать их дети, внуки. Всероссийская акция «Бессмертный полк» помогает потомкам не забыть подвиги своих дедов и прадедов!
    Большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям, поэтому педагоги нашей школы строят свою работу в тесном взаимодействии с ними.
    Работа по патриотическому воспитанию ведется не только во внеурочное время, но и на уроках русского языка и литературы. Литература обладает большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании. О воспитании нравственных и патриотических качеств мы говорим на уроках литературы во время изучения программных произведений или произведений для внеклассного чтения. При изучении стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» мы понимаем, что это произведение проникнуто чувством глубокой любви к Родине, переживанием за её судьбу, гордостью за великий, могучий русский язык. В 8 классе при изучении романа Пушкина «Капитанская дочка» мы рассматриваем проблемы чести и долга, в рассказе Толстого «После бала» – проблему моральной ответственности человека за жизнь других людей.
    Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
    Традиционными для учеников 5-8 кл. стали уроки по теме «Поэзия периода Великой Отечественной войны». Поэзия воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство - сберечь родную землю - становится понятнее, ближе и роднее. Каждое художественное произведение, включенное в школьную программу, дает благодатный материал для нравственного развития личности школьника, помогает ученикам обогатить мир мыслей и чувств.
    Педагоги стараются из множества нравственных проблем, поднятых в произведении, выбрать такую, которая не оставит учеников равнодушными, заставит их размышлять, сочувствовать и сопереживать.
    Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей используется различный материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и.т.д.
    В процессе проведения обучающих диктантов, изложений учащимся можно предложить определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях и чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность.
    Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не скоро, не вдруг. Иногда не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище и добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность, терпимость не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
    Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания
    "Я уверен, что одна из отличительных черт людей России - исполнение долга без жалости к себе, когда обстоятельства этого требуют. Такие ценности, как самоотверженность, патриотизм, любовь к своему дому, семье и Родине остаются основополагающими и неотъемлемыми для российского общества и по сей день. Эти ценности в немалой степени являются основой суверенитета нашей страны"
    В.В. Путин
    Одной из важнейших задач учителя на уроках истории и обществознания, является воспитать в учащихся любовь и уважение к Родине, а так же сформировать твердую гражданскую позицию.
    Главная цель исторического и обществоведческого образования в Федеральном государственном образовательном стандарте - это воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества.
    На уроках истории и обществознания важно затрагивать такие темы, как:
    - утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений
    - уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны
    - привитие учащимся чувства гордости и уважения к своей стране
    - формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры
    Для того, чтобы ученики лучше понимали исторические события, для лучшего понимания ценности единства народа, патриотизма и гражданского долга в годы потрясений и трудных времен для страны, и других переломных событий используется:
    - дискуссионная технология ведения урока, позволяющая удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, участвовать в процессе, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;
    - уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;
    - уроки защиты реферата;
    - уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;
    - музейная деятельность.
    Отдельное внимание во время изучения тем, связанных с героическим прошлым важно уделять подбору такого материала, который вызывал бы отклик в умах и сердцах детей согласно их возрасту, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Учащиеся должны задаваться такими вопросами: Ради чего гибли наши предки во времена великих испытаний? Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как связана моя семья с событием того времени? Кем я мог бы гордиться, о ком должен помнить?
    Помимо уважения и любви к своей Родине учащиеся, должны учиться уважать другие культуры и нации, тогда как наша страна является многонациональной, во избежание в будущем неправильной трактовки сущности патриотизма, чтобы патриотизм не перерос в национализм, задача учителя научить школьников чувствовать грань между патриотизмом и национализмом, исключить преобладание одной нации над другой.
    Дать учащимся знания об обществе, которыми они смогут пользоваться в жизни, занимая активную жизненную позицию, обладая развитым чувством ответственности за судьбу страны, призван курс обществознания. Формирование уважения к законам страны и государственным символам государства, является важной составляющей частью воспитания гражданина России.
    Патриотически воспитательную роль несут на себе в 6 классе уроки истории такие как «Борьба Александра Невского с западными завоевателями». Тема «Куликовская битва» всегда рассматривается с выполнением творческого задания для учащихся. Дети выполняют иллюстрированные работы, подписанные словами, высеченными на чугунном столбе, стоящем на Куликовом поле: «Победителю татар великому князю Дмитрию Донскому признательное потомство. Из этих иллюстраций делается выставка творческих работ. Ключевыми темами патриотического воспитания в 7 классе являются: «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов 1612 года». На уроках истории я всегда стараюсь уделять особое внимание рубрике: «Личность в истории», ведь история не бывает безликой, ее герои и заслуженные исторические деятели своим примером воспитывают любовь к Родине. Особый интерес у учащихся вызывают такие исторические деятели XVIII века, как: Петр I, Екатерина II, полководцы: Суворов, Румянцев, о которых они делают сообщения или готовят презентации.
    В 9 классе главная тема: «Отечественная война 1812 г.» Учащимся всегда хочется гордиться своей страной и ее героями, примером которых являются: Нахимов, Корнилов, Истомин, и др. Ученики с удовольствием готовят о них презентации и защищают их на уроке. В 10-х классах, тема: «Великая Отечественная война »
    Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности. Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.
    Гражданско- патриотическое воспитание оказывает положительное влияние на становление личности учащихся, которые в дальнейшем станут достойными гражданами нашей Великой и Могучей России.
    Список литературы
    1.         Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования /Т.С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
    2.         Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ М.:Просвещение, 2011
    3.         Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе./ М.:ВАКО,2009
    4.         Кумицкая, Т.М., Жиренко О.Е., Отечество: гражданское и патриотическое воспитание/ М.:ВАКО, 2009
    5.         Пашкович, А.П. Как воспитать патриота / А.П. Пашкович. –: СПб: КАРО, 2009
    6.         Современное понимание структуры педагогики //[Электронный ресурс] nauka-pedagogika – режим доступа: http://nauka-pedagogika.com
    Ноябрь 2021