учитель начальных классов
МБОУ СШ № 18
Смоленск
Цель урока: понять, почему Петра I назвали Великим.
Задачи:
Учебные:
- дать детям представление о значении личности Петра I;
- расширить знания учащихся об основании Санкт-Петербурга, о строительстве и процветании города.
- Развивающие УУД:
- личностные (мотивация к учению, нравственно-этическое оценивание личности Петра I и его преобразований)
- познавательные (общеучебные – формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, логические: анализ объектов с целью выделения главного)
- регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению)
- коммуникативные (инициативное сотрудничество в группах в поиске и выборе информации для мини-проектов)
- развивать информационные компетенции: работа с книгой, рабочей тетрадью, картой, словарём, презентацией;
Воспитательные:
- пробудить интерес к изучению истории с привлечением мультимедийных средств обучения;
- воспитать у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа;
Оборудование:
- фотографии с изображением дворцов, памятников, соборов Санкт-Петербурга и военной формы петровских солдат;
- задания для проектной работы;
- учебник и рабочая тетрадь, карта России; словарь Ожегова;
- мультимедийная презентация;
- карточки с пометами на полях;
- иллюстративный материал для доски;
- 4 листа ватмана, клей, фломастеры.
- портрет Петра I.
Ход урока
1.Оргмомент.
– Я рада приветствовать всех сегодня. Улыбнёмся друг другу, посмотрим на гостей, подарим и им наши улыбки. Прошу всех сесть.
– Любой человек имеет свою биографию. Когда говорим о стране, употребляем другое слово – историю. Вспомним то, что изучали на прошлых уроках.
2. Актуализация. «Мозговой штурм».
- Какой князь ввёл христианство на Руси? (Владимир Красное Солнышко).
- Кто правил Русью более 30 лет и прославился своим образованием? (Ярослав Мудрый).
- Какой князь завещал своим детям и всем людям быть добрыми, трудолюбивыми и заботливыми? (Владимир Мономах).
- Какое прозвище заслужил Иван 4? (Грозный).
- Как одним словом можно назвать этих великих людей? (Правители).
- Продолжим изучение раздела «От Руси до России».
3. Открытие нового знания.
А) Работа с учебником и словарём Ожегова.
- Работаем с учебником (стр. 26). Читаем текст «Российская империя». Узнаем, что изменилось в истории нашей страны после правления Ивана Грозного: (выборочное чтение).
1. В каком веке наше государство стали называть Россией?
2. В каком веке страну называли Российской империей?
3. Как переводится слово «империя»?
4. Как объясните слово «император»?
- Словарь Ожегова даёт такие толкования слов: «империя» – государство во главе с императором. «Император» – титул некоторых монархов, а также лицо, носящее этот титул (в Древнем Риме – почётный титул полководцев).
Б) Тема и цель урока.
- 18 век, Российская империя. Попробуйте догадаться, о ком писал Пушкин:
«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник». (О Петре 1)
- Как назвал русский народ царя Петра I? (Великий).
- Я предлагаю вам открыть ещё одну страницу истории нашей страны. Какова тема нашего урока? (Пётр I Великий).
- С какой целью мы отправимся в эпоху, которую называют петровской? (Познакомиться с личностью Петра, узнать, почему его назвали Великим?).
- Что вы знаете о Петре I? (Ответы детей).
- Одни смеялись над его нецарским поведением, другие уважали и любили его так, что отдавали за него свои жизни, а третьи боялись его, как самого страшного и беспощадного врага.
Он так Россию полюбил,
Что и во сне он ей служил...
Могла ль Россия стать такою,
Как видим мы ее теперь,
Когда б могучею рукою
Не отпер ко всему он дверь?
В.И. Новаковский
- Каким видел Петра 1 Владимир Новаковский? (Любящим Россию, могучим).
- Пусть эти строки будут эпиграфом нашего виртуального путешествия в прошлое.
- Достаточно ли у вас знаний для ответа на вопрос: почему Петра 1 назвали Великим? (Нет). А что нам для этого нужно? (Необходима дополнительная информация). Как мы её можем получить? (из учебника, рабочей тетради, энциклопедий, словарей, интернета). Мы учимся получать информацию из разных источников.
- Один из них – презентация. Здесь вы узнаете о рождении и детстве Петра 1.
В) Презентация и рабочая тетрадь.
- Рано утром 30 мая 1672 г. торжественный звон колоколов (слайд с колокольным звоном) в Московском Кремле возвестил о рождении сына у царя Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны. Петр – имя древнее, греческое по происхождению, в переводе на русский язык означает «камень». Петра с детства отличала тяга к знаниям.
- Решите историческую задачу в рабочей тетради (стр. 8, № 14).
- В каком возрасте Петру пришлось управлять русским государством? (10 лет).
- Да, ребята, Петр был вашим ровесником.
4. Работа с текстовым пространством, приём «инсерт».
- Каким был царь Петр 1? Работаем с учебником (стр. 26 второй абзац). Используем пометы на полях («v» - уже знал, «+» - новое, «-» – думал иначе, «?»– не понял, есть вопросы).
- Чтобы учебник оставался чистым, выполним символы на карточках с текстом учебника. (Памятка №1 на партах).
Карточка с текстом
- Пётр был провозглашён царём, когда ему исполнилось всего 10 лет. Позже ты узнаешь, что не всё было просто в жизни юного царя. Петру пришлось применять и силу, и жестокость, чтобы устранить всех тех, кто хотел отобрать у него власть. Пётр наказывал подданных за лень и безделье, за воровство и взятки. За такие проступки он не только учил их дубинкой, но и сажал в тюрьму, а то и казнил.
- Что узнали нового о царе?
Вывод: Пётр был человек сильный, жестокий, властный, имел и достоинства и недостатки (на доске прилагательные).
5.Форма «Маски». Творческое домашнее задание.
- Работаем с разделом учебника «Этот удивительный мир» (К. стр. 27). 4 ученика выполняли творческое домашнее задание. Они стали современниками царя. Послушаем их монолог, диалог и мультилог в форме «Маски» о зрелых годах Петра 1. Прошу к доске.
- Что вы знаете о распорядке дня Петра 1? Вступите в монолог.
1 современник: – Государь встаёт очень рано, в 3-4 часа утра.
2 современник: – В 6 часов идёт на «верфь», где смотрит за постройкой кораблей.
3 современник: – В 9-10 часов занимается «токарной» работой.
4 современник: – В 11 часов кушает, но не любит прохлаждаться за столом.
- Вступите в диалог друг с другом и уточните то, что вам было непонятно.
1 и 2 современники:
- Объясните мне, пожалуйста, что такое «верфь»? (Место, где строят корабли.
- Неужели царь разбирается в строительстве кораблей? (Он знает это мастерство превосходно и сам работает на верфи).
3 и 4 современники:
- Не подскажите мне, что такое «токарная» работа? (Работа токаря с топором, рубанком).
- Ну а после обеда царь отдыхает? (По русскому обычаю после обеда немного отдыхает и снова идёт смотреть какую-то постройку или работать).
- Почему народ прозвал царя «царь-плотник»? Ответьте в форме мультилога.
1 современник: – Пётр 1 – превосходный мастер-плотник.
2 современник: – У него есть мозоли на руках от этой работы.
3 современник: – Он трудится как простой человек.
4 современник: – Пётр 1 знает 14 ремёсел (На доске прилагательные).
Вывод: Пётр Великий был необычным царём, трудолюбивым, организованным. Он заслужил любовь и восхищение русского народа своим трудом (оценки выступающим детям).
6. Динамическая пауза.
- Интересный факт из истории: при большом росте (3 аршина = 2м 4 см) Петруй ф тяжело было выносить физические нагрузки. Вызвали из Голландии врача (имени не сохранилось). Он придумал для Петра упражнения (дети выполняют).
1) «Топор на голову твою»: руки прижаты ладонями друг к другу, в таком положении их ставим на теменную часть головы и круговыми движениями массируем.
2) «В цепких объятьях бояр»: двумя руками обхватываем себя за плечи и поворачиваем туловище вправо и влево.
7. Проектная деятельность.
- Россия все больше и больше становилась похожей на европейскую страну. И, конечно, одним из самых ярких преобразований Петра было строительство города Санкт–Петербурга. Город на Неве стал столицей России. Найдите город на карте.
- Мы узнали много интересного о жизни и деятельности Петра I. А теперь класс делится на 4 группы для проектной деятельности. Каждая получает творческое задание с инструкцией. Темы мини-проектов: соборы Санкт-Петербурга, памятники, дворцы, военная форма петровского солдата.
Работаем по инструкции:
- Делимся на группы по 5 человек.
- Выбираем командира.
- Определяем тему проекта.
- Соотнесём фотографии с текстом, приклеим.
- Выберем главное в каждом сообщении.
- Защитим мини-проект.
(Защита мини-проекта и выставление отметок).
8. Итог урока. Форма «За и против».
- Подведём итог и вернёмся к цели урока. (На доске портрет Петра, справа и слева 2 столбика: «Обычный правитель», «Великий царь»). (Глинка «Славься»).
- У вас на парте несколько существительных о Петре 1. Выберите только одно, то, что считаете главным. Прикрепите это слово под 1 или 2 колонкой (царь-плотник, труженник, кораблестроитель, просветитель, воин, император, правитель) Больше всего …
- Откройте учебник на стр. 31-32 и сравните свои выводы с выводами учебника. – Что дал вам этот урок? (чувство гордости, любви, уважения к нашей стране, её истории).
9. Домашнее задание: разноуровневое. – Прочитав стр. 30,
- расскажите подробно о новой столице России,
- составьте рассказ о строительства Санкт-Петербурга от лица иностранца.
Трудиться нужно, чтоб был прок,
Петр образцовый дал урок,
В своем стремленье показав,
Что он покоя не видав,
Работал, весь свой век трудился,
Подчас мозолями хвалился...
Покоя недруг он: движенье –
Есть жизнь его и наслажденье.