Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Плохотникова Жанна Викторовна,
методист,
Сотникова Елена Александровна,
педагог-организатор,
МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»,
Старооскольский городской округ
СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодня перед российским образованием ставится основная цель – достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать человека современно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и взаимодействию.
Федеральный государственный образовательный стандарт позиционирует семью, как важнейший институт общества и устанавливает современные ориентиры построения взаимодействия с семьями дошкольников. Основной целью такого взаимодействия является вовлечение родителей в единое образовательно-воспитательное пространство.
Наиболее значимое место в этом вопросе, конечно же, отводится семье. Именно она играет важную роль в формировании личностных черт и мотивов, в руководстве социальным поведением, в передаче ценностей, свойственных данной культуре.
Главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных группах и коллективах.
Значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья дает нам опору и поддержку, душевное тепло и даже навыки общения в социуме. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности, прививает навыки безопасного взаимодействия с внешним миром. И чем больше времени уделяется каждому члену семьи и ребенку в том числе, тем увереннее он будет чувствовать себя в дальнейшей жизни. То, как мы общаемся в семье, влияет на формирование мировоззрения ребенка, помогает ему вырабатывать собственные нормы и взгляды, идеи. Семья, в которой царит взаимопонимание и взаимопомощь, помогает ребенку адекватно оценить ситуацию и научиться нести ответственность за свои поступки.
Особое место в жизни ребенка занимают организации дополнительного образования. Это то место, где он постигает главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть рядом с единомышленниками, это новые контакты, новые отношения и новые обязанности.
Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании». Деятельность дополнительного образования детей направлена на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме, удовлетворение естественной потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире, организацию активной творческой созидательной жизнедеятельности детей, создание и развитие пространства детского благополучия. Организации дополнительного образования призваны включать учащихся в широкий спектр различных видов деятельности, развивать в них те человеческие качества, которые будут способствовать успешной социализации и адаптации дошкольников во взрослой жизни.
Социализация личности в организации дополнительного образования детей - это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, освоения, обогащения и передачи опыта социального взаимодействия, необходимого для формирования готовности к социальным действиям, активной интеграции в социум и самореализации личности в обществе. Синтез сфер деятельности, общения и самопознания наиболее продуктивен в системе дополнительного образования детей, лучшим образом адаптированной к ребенку, его интересам, социальным запросам, темпу, уровню, объему восприятия и усвоения необходимых знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности.
Кроме того, освоение новых источников образовательной информации, собственный опыт творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение учащихся, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности в учреждении дополнительного образования позволяет полнее использовать потенциал уже накопленных знаний.
Современное дополнительное образование детей имеет значительные возможности в плане наполнения досуга детей социально значимым содержанием. На это нацелены обе его составляющие – и образовательная, и так называемая культурно-досуговая деятельность. В процессе социализации ребенок становится личностью, способной функционировать в обществе.
Важную роль в воспитании подрастающего поколения играет образовательная организация, но значение семьи в воспитании детей сложно переоценить. Только совместная работа образовательной организации с семьями дошкольников сможет дать им полноценное воспитание и развитие.
Наиболее важным моментом взаимодействия образовательной организации и семьи является создание благоприятных условий для социального развития и организации активной жизни детей. Сотрудничество с родителями должно носить характер встречного движения.
На сегодняшний день стало очень популярно совместное участие детей и родителей в различных проектах, конкурсах и мероприятиях разной направленности.
В Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Одаренность» уже более шести лет реализуется муниципальный социально ориентированный проект «Семейный Олимп» для дошкольных образовательных организаций Старооскольского городского округа, направленный на формирование семейных ценностей, укрепление традиций совместного семейного досуга.
Ежегодно проект включает творческие конкурсы, мероприятия интеллектуальной и спортивной направленности. В 2016-2017 и в 2017-2018 годах проект был посвящен теме семьи, в 2018-2019 учебном году проект был полностью посвящен здоровому образу жизни, в 2019-2020 году посвящен различным профессиям, в 2020-2021 году – родному краю.
Благодаря совместному участию детей и родителей в проекте, использованию разнообразных форм взаимодействия с семьями между детьми, родителями и педагогами складываются доброжелательные, доверительные отношения. А результат их творческого союза способствовал эмоциональному развитию детей, а также вызвал взаимное чувство гордости за свою семью.
Социальное партнерство между педагогами, детьми и родителями, приводит к участию и победам во многих муниципальных и даже региональных фестивалях, конкурсах, выставках.
Таким образом, систематическая работа по взаимодействию с семьей в условиях дополнительного образования имеет свои положительные результаты: родители из «зрителей» стали активными участниками проекта, что позволило создать атмосферу взаимоуважения и творчества.
Литература
1. Андреенкова, Н. В. Проблемы социализации личности [Текст] Социальные исследования / Н. В. Андреенкова. М.: 1970. - Вып. 3.
2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение. - 2010.
3. Электронный образовательный ресурс / режим доступа: http://dissland.com/catalog/formirovanie_kommunikativnoy_kompetentnosti_kak_mehanizm_sotsializatsii_lichnosti_v_uchrezhdenii_dop.html. Дата обращения: 21.10.2021.
Ноябрь 2021