Воспитатель.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №30».
Краснодарский край, Усть-Лабинский район,
п. Вимовец.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к родине» В.А. Сухомлинский.
Патриотическое воспитание – это очень сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств ребенка. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Свою работу по патриотическому воспитанию я начинаю с семьи, ведь воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к дому, к родному поселку, городу, стране. Собирая и рассматривая семейный фотоальбом, изготовление подарков для членов семьи, прослушивание художественной литературы, участие в совместных с родителями мероприятиях – помогает формировать представление о семье, как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге.
Дети дошкольного возраста наиболее податливы педагогическому влиянию. Все что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей. В своей работе я использую следующие формы работы с детьми:
ü Серия непосредственно образовательной деятельности – здесь дети получают знания о своем крае, о событиях происходящих в стране. Главная цель занятий – формирование определенного отношения ребенка к общественной жизни, воспитание патриотических чувств. Реализовать поставленные задачи помогают такие методы и приемы как, вопросы, сравнения, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, задавание вопросов друг другу и воспитателю, чтение художественной литературы, игровые упражнения и многое другое.
ü Игры и упражнения: «Составь флаг», «Составь Герб», «Слова любви к родине», «Какого народа костюм?», «Закончи предложение», «Кто больше назовет улиц», «Найди отличия» и тд.
ü Сюжетно – ролевые игры: «Почта», «Семья», «Магазин», «Кафе», «Шофер», «Больница», «Аптека» - в игре, ребята применяют полученные знания и приобретенный опыт. Задача воспитателя поддержать интерес детей и дать ей нужное направление.
ü Беседа – в беседе происходит обмен знаниями, мнениями, уточнение полученных знаний детей.
ü Экскурсии к памятным местам – возложение цветов к мемориалу, минута молчание.
ü Чтение художественной литературы о защитниках родной земли, Отечества. Д.Пентегов «Паровоз –овечка», А. Гайдар «Сказка о Военной тайне и о Мальчише-Кабальчише и его твердом слове», К. Паустовский «Похождение жука – носорога» и многое другое.
ü Просмотр мультимедийных – презентаций.
ü Советские мультфильмы патриотической направленности «Солдатская сказка» 1983г, «Воспоминания» 1986г., «Василек» 1973г., «Салют» 1975г.
ü Прослушивание музыкальных произведений о Родной земле и о подвигах героев.
ü Тематические выставки работ, посвященные памятным датам.
ü Проведение тематических праздников.
ü Участие в интернет - конкурсах.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном сотрудничестве с родителями. Родители активно помогали в оформлении тематических выставок, участвовали в конкурсах поделок и рисунков, пополнение уголка патриотического воспитания. В работе с родителями я использую следующие формы и методы работы:
ü Оформление информационных стендов для родителей;
ü Акции «Дерево памяти», «Бессмертный полк», «Кормушки для птиц», «Проснись родительское сердце», «Добрая суббота», «Спасибо» и тд.
ü Папки передвижки, консультации;
ü Информационные буклеты, памятки;
ü Опросные методы (анкеты, тестирования)
ü Онлайн – консультации в сети инстаграмм, ватсап, на личном сайте.
ü Индивидуальные консультации, рекомендации.
Благодаря активной совместной работе с родителями воспитанников, нам удалось установить доверительные, партнерские отношения. Родители активно принимают участие в акциях, выставках, конкурсах. Проявляют интерес к жизни ребенка в детском саду. И это еще раз показывает то, что работа ведется в правильном направлении, потому что только в тандеме «ДОУ - Семья», возможно добиться высоких результатов в воспитании и развитии детей!