Конференции

    РУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Никифорова Светлана Александровна,
    заведующий,
    МАДОУ № 21 «Искорка»,
    г. Бердск.
    На современном этапе развития общества отмечен рост национального самосознания, стремление познать историю и культуру своего народа.
    В связи с этим проблема учета национально-региональных факторов в воспитании детей, сохранение и возрождение национально-культурного наследия представляется актуальной, что подчеркивается принятым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
    Учреждения дошкольного образования в настоящее время стали активно развивать направление нравственно-патриотического воспитания детей средствами русской народной культуры. Однако не все пути реализации этой задачи используются в достаточной мере, что дает возможность дополнительных разработок и поиска методик.
    На современном этапе в качестве принципов дошкольного образования в ФГОС ДО выделены: «учет этнокультурной ситуации развития детей» и «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
    Учет этнокультурности и социокультурности в патриотическом воспитании дошкольников, предполагает, в первую очередь, приобщение детей к национальной культуре.
    Народная культура исключительно важна для психического и нравственного развития ребёнка: именно в детском возрасте закладываются самые фундаментальные свойства психики и формируется мировосприятие человек.
    Педагогическим коллективом детского сада были изучены исследования отечественных педагогов, посвященные нравственно-патриотическому воспитанию детей (Н.В. Адаева, В. А. Николаев, Г. Н. Волков, А.П. Усова, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский), исследования средств народной педагогики (А. Х. Мирзоянов, Н. А. Сысоева, М. Г. Харитонов, А. Г. Хузина и др.), работы по изучению народной культуры (Е. Я. Полякова, М. В. Пашкова, Н. А. Тарасевич, С. А. Жилинская, Н.А. Тарасевич), исследования народной культуры как объекта философского анализа (Р.М. Абакаров, С.А. Арутюнов, В.И. Белов, Н.И. Воронина, В.Н. Даренская, А.Н. Канев, В.М. Межуев, Я.В. Чесноков и др.), методики оценки знаний детьми дошкольного возраста нравственных норм и правил (Институт гармоничного развития человека), методики диагностики нравственного развития детей, предложенные Т.Р. Каримовой.
    За основу парциальной программы «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной культуры» взята образовательная программа О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2015 год).
    В структуру образовательного процесса старшей группы были включены такие компоненты как: непосредственно образовательная деятельность; совместная деятельность; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с родителями.
    В ходе реализации программы широко использовались ресурсы (музейные экспонаты, атрибуты, русские народные костюмы, иллюстрации библиотеки, электронные образовательные ресурсы сети интернет, преподаватели) учреждений дополнительного образования (заключены договоры о сетевой форме реализации образовательных программ). Активно проводились интегрированные занятия по приобщению детей к русской народной культуре. Дети знакомились с различными формами традиционной народной культуры: прикладным художественным творчеством; словесным, музыкально-игровым фольклором и др. Традиционные народные праздники проводились с детьми и совместно с родителями. В ходе проведения занятий и праздников использовались аутентичные формы традиционной народной культуры: этнографического музыкального и игрового фольклора, народного изобразительного искусства. Календарный план построен на основе народного календаря.
    Результаты проделанной работы убедили нас в том, что систематическое использование русской народной культуры (с привлечением учреждений дополнительного образования) в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствуют их эффективному нравственно-патриотическому воспитанию.
    Ноябрь 2021