преподаватель,
Секирко Алла Андреевна,
заместитель директора по УПР,
ГБПОУ РК «ФТСКС»
г. Феодосия
Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации.
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально- этических норм, взглядов и установок, ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. Деятельность по формированию экологической культуры называется «экологическим просвещением». Такая деятельность складывается из распространения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов.
Одним из важных условий концепции устойчивого развития является создание непрерывной системы экологического образования населения. Важным звеном такой системы является экологическое образование студентов средних профессиональных образовательных учреждений: техникумов, колледжей, училищ.
Решение проблемы сохранения окружающей среды и предотвращение экологического кризиса во многом определяется человеческим фактором - мировоззрением, культурой, гражданской позицией и экологической грамотностью физических и юридических лиц, принимающих управленческие решения в хозяйственной деятельности предприятий и организаций различного уровня. В связи с этим экологическому образованию и воспитанию будущих специалистов уделяется большое внимание.
В последние годы отмечена недостаточность компетентности выпускников учреждений СПО в прагматической и мировоззренческой природоохранной деятельности, низкий уровень их экологической культуры. На основе литературных источников можно сделать следующий вывод о необходимости подготовки студентов СПО к решению экологических проблем, потому что эффективность их профессиональной деятельности тесно связана с экологией природных систем, с моральной ответственностью за состояние окружающей среды и зависит от умения оценивать состояние ближайшего природного окружения.
В государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждение Республики Крым «Феодосийский техникум строительства и курортного сервиса» формирование экологической культуры является важным компонентом учебно- воспитательного процесса, как в рамках основной учебной деятельности по дисциплине «Экологические основы природопользования» так и в рамках внеурочной деятельности.
Главными задачами экологического воспитания студентов в ГБПОУ РК «ФТСКС» является формирование экологического мировоззрения, необходимость гармоничного взаимодействия общества и природы, возможности решать проблемы природопользования с учетом основных законов и принципов экологии.
Творческая деятельность преподавателя в формировании экологического образования и воспитания состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе современные методы и технологии обучения, обеспечивающие наилучшие достижения поставленной цели – научить экологически мыслить, способствовать формированию экологического самосознания гражданина - предвидеть последствия своих действий по отношению не только к человеку, но и к окружающей природной среде.
Использование нестандартных форм работы на уроках, внедрение проектной деятельности в образовательный процесс по дисциплинам «Экологическое основы природопользования», «Естествознание», «Химия», «Биология», «География», «Страноведение» способствует активизации познавательной деятельности студентов, а так же развитию их творческих способностей. Нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия несут в себе элементы нового, рассчитаны на совместную работу преподавателя и студентов.
Студенты ГБПОУ РК «ФТСКС» на протяжении нескольких лет успешно разрабатывают экологические проекты среди которых: разработка туристических экологических маршрутов, внедрение альтернативных источников электороэнергии, утилизация ТКО, сохранение редких видов растений и животных, формирование экологических привычек среди населения Республики Крым. Ежегодно в техникуме проводятся мероприятия, приуроченные к «экодатам», все студенты, ознакомлены с экологическим календарем РФ, а также проводится предметная неделя «Сохраним планету вместе!», приуроченная ко Дню Земли и годовщине аварии на Чернобыльской АЭС.
При подготовки проектов экологической направленности задействовано большинство обучающихся в техникуме. Продуктом экопроекта может быть: рисунок, листовка, видеоролик, презентация, карта (в случае разработки туристического маршрута), коллаж на основе фотоматериала, поделка из экоматериалов.
Актуальность повышения уровня экологической культуры через творческую и проектную деятельность студентов СПО обусловлена тем, что в настоящее время возрастают требования к уровню подготовки творческих способностей квалифицированного рабочего, к его умению самостоятельно решать разнообразные задачи, возникающие в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня только творчески относящийся к своей работе человек может справиться со всем комплексом практических и теоретических задач, которые ставит перед ним быстро развивающиеся экономические преобразования и научно-технический процесс.
При развитии творческого потенциала студентов во время подготовки экологических проектов особое внимание уделяется формированию умений самостоятельно добывать знания, раскрывать свои индивидуальные способности, что обеспечивает устойчивую мотивацию к обучению. Развитие творческого потенциала в течение периода обучения поможет студентам прочно усваивать те области знаний, которые могут пригодиться в самостоятельной профессиональной и бытовой деятельности.
В процессе обучении экологическим основам природопользования на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую студенту наиболее полно раскрыть свои способности. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Подтверждением того являются слова известного экономического революционера Б.Фрэнса: "Поисковая активность, способность к созданию нечто нового повышает адаптивные возможности человека, его стрессоустойчивость и устойчивость к возникновению различных ситуаций – это очень важно для человека, чтобы выступать на рынке труда как конкурентоспособный специалист.
Таким образом, участие студентов СПО в различных мероприятиях по защите окружающей среды закрепляют экологические знания, формируют в сознании студентов научную картину взаимодействия человека и природы. Экологическое воспитание достигается путем верными методологическими подходами к познанию и практической деятельности в экологической области. При такой основе можно рассчитывать на появление глубокой профессиональной осознанности личностью обучаемого, а также перехода к этапу освоения умений на практике на глубокой мотивационной основе. Что в значительной мере будет способствовать повышению уровня экологической культуры как обучающихся техникума, так и других учебных заведений сферы СПО.
Библиография
1. Вронский В.А Экология и окружающая среда. Словарь-справочник.- Издательский центр "МарТ", 2008
2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б.. «Экологические основы природопользования: учебник для студ. учереждений сред. проф. образования/» ─ М.: Издательский центр «Академия», 2016. -240с.
3. Лаврус В. Батарейки и аккумуляторы. –М.: НИЦ "Наука и Техника", 2013