Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Черкашина Наталья Олеговна,
преподаватель,
Секирко Алла Андреевна,
заместитель директора по УПР,
ГБПОУ РК «ФТСКС»
г. Феодосия
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации.
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально- этических норм, взглядов и установок, ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. Деятельность по формированию экологической культуры называется «экологическим просвещением». Такая деятельность складывается из распространения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов.
Одним из важных условий концепции устойчивого развития является создание непрерывной системы экологического образования населения. Важным звеном такой системы является экологическое образование студентов средних профессиональных образовательных учреждений: техникумов, колледжей, училищ.
Решение проблемы сохранения окружающей среды и предотвращение экологического кризиса во многом определяется человеческим фактором - мировоззрением, культурой, гражданской позицией и экологической грамотностью физических и юридических лиц, принимающих управленческие решения в хозяйственной деятельности предприятий и организаций различного уровня. В связи с этим экологическому образованию и воспитанию будущих специалистов уделяется большое внимание.
В последние годы отмечена недостаточность компетентности выпускников учреждений СПО в прагматической и мировоззренческой природоохранной деятельности, низкий уровень их экологической культуры. На основе литературных источников можно сделать следующий вывод о необходимости подготовки студентов СПО к решению экологических проблем, потому что эффективность их профессиональной деятельности тесно связана с экологией природных систем, с моральной ответственностью за состояние окружающей среды и зависит от умения оценивать состояние ближайшего природного окружения.
В государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждение Республики Крым «Феодосийский техникум строительства и курортного сервиса» формирование экологической культуры является важным компонентом учебно- воспитательного процесса, как в рамках основной учебной деятельности по дисциплине «Экологические основы природопользования» так и в рамках внеурочной деятельности.
Главными задачами экологического воспитания студентов в ГБПОУ РК «ФТСКС» является формирование экологического мировоззрения, необходимость гармоничного взаимодействия общества и природы, возможности решать проблемы природопользования с учетом основных законов и принципов экологии.
Творческая деятельность преподавателя в формировании экологического образования и воспитания состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе современные методы и технологии обучения, обеспечивающие наилучшие достижения поставленной цели – научить экологически мыслить, способствовать формированию экологического самосознания гражданина - предвидеть последствия своих действий по отношению не только к человеку, но и к окружающей природной среде.
Использование нестандартных форм работы на уроках, внедрение проектной деятельности в образовательный процесс по дисциплинам «Экологическое основы природопользования», «Естествознание», «Химия», «Биология», «География», «Страноведение» способствует активизации познавательной деятельности студентов, а так же развитию их творческих способностей. Нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия несут в себе элементы нового, рассчитаны на совместную работу преподавателя и студентов.
Студенты ГБПОУ РК «ФТСКС» на протяжении нескольких лет успешно разрабатывают экологические проекты среди которых: разработка туристических экологических маршрутов, внедрение альтернативных источников электороэнергии, утилизация ТКО, сохранение редких видов растений и животных, формирование экологических привычек среди населения Республики Крым. Ежегодно в техникуме проводятся мероприятия, приуроченные к «экодатам», все студенты, ознакомлены с экологическим календарем РФ, а также проводится предметная неделя «Сохраним планету вместе!», приуроченная ко Дню Земли и годовщине аварии на Чернобыльской АЭС.
При подготовки проектов экологической направленности задействовано большинство обучающихся в техникуме. Продуктом экопроекта может быть: рисунок, листовка, видеоролик, презентация, карта (в случае разработки туристического маршрута), коллаж на основе фотоматериала, поделка из экоматериалов.
Актуальность повышения уровня экологической культуры через творческую и проектную деятельность студентов СПО обусловлена тем, что в настоящее время возрастают требования к уровню подготовки творческих способностей квалифицированного рабочего, к его умению самостоятельно решать разнообразные задачи, возникающие в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня только творчески относящийся к своей работе человек может справиться со всем комплексом практических и теоретических задач, которые ставит перед ним быстро развивающиеся экономические преобразования и научно-технический процесс.
При развитии творческого потенциала студентов во время подготовки экологических проектов особое внимание уделяется формированию умений самостоятельно добывать знания, раскрывать свои индивидуальные способности, что обеспечивает устойчивую мотивацию к обучению. Развитие творческого потенциала в течение периода обучения поможет студентам прочно усваивать те области знаний, которые могут пригодиться в самостоятельной профессиональной и бытовой деятельности.
В процессе обучении экологическим основам природопользования на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую студенту наиболее полно раскрыть свои способности. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Подтверждением того являются слова известного экономического революционера Б.Фрэнса: "Поисковая активность, способность к созданию нечто нового повышает адаптивные возможности человека, его стрессоустойчивость и устойчивость к возникновению различных ситуаций – это очень важно для человека, чтобы выступать на рынке труда как конкурентоспособный специалист.
Таким образом, участие студентов СПО в различных мероприятиях по защите окружающей среды закрепляют экологические знания, формируют в сознании студентов научную картину взаимодействия человека и природы. Экологическое воспитание достигается путем верными методологическими подходами к познанию и практической деятельности в экологической области. При такой основе можно рассчитывать на появление глубокой профессиональной осознанности личностью обучаемого, а также перехода к этапу освоения умений на практике на глубокой мотивационной основе. Что в значительной мере будет способствовать повышению уровня экологической культуры как обучающихся техникума, так и других учебных заведений сферы СПО.
Библиография
1. Вронский В.А Экология и окружающая среда. Словарь-справочник.- Издательский центр "МарТ", 2008
2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б.. «Экологические основы природопользования: учебник для студ. учереждений сред. проф. образования/» ─ М.: Издательский центр «Академия», 2016. -240с.
3. Лаврус В. Батарейки и аккумуляторы. –М.: НИЦ "Наука и Техника", 2013
Ноябрь 2021