Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДОМА» В ЧУДОГРАДЕ. ОПЫТ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Петухова Татьяна Анатольевна
воспитатель,
Домрачева Татьяна Валерьевна
воспитатель,
Киселева Нина Геннадьевна
музыкальный руководитель,
МБОУ СОШ № 5 «Обыкновенное чудо»,
г. Йошкар-Ола.
Праздник «День рождения Дома» в Чудограде. Опыт эффективного взаимодействия педагогов, родителей и детей
В название статьи мы вложили несколько значений взаимодействия: взаимодействие ребенка и родителей в детском саду, взаимодействие родителей друг с другом, взаимодействие родителей с педагогами во время подготовки и проведения праздника «День рождения Дома» в школе № 5 «Обыкновенное чудо» г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл.
Средняя образовательная школа № 5 - это уникальный Дом с красивым названием «Обыкновенное чудо». Это школа-сад, где в одном пространстве играют и учатся, трудятся и познают мир, дружат и растут (во всех смыслах слова) дети с полутора лет и до окончания школы. В нашей школе созданы оптимальные условия для общей работы педагогического коллектива и родителей в воспитании детей. Вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс является неотъемлемой частью концепции школы-сада «Обыкновенное чудо».
В соответствии с программой «Сообщество», по которой работает школа-сад, педагоги детского сада строят свою работу по трем направлениям:
ü  взаимодействие с детьми,
ü  взаимодействие с родителями,
ü  взаимодействие сотрудников.
Программа «Сообщество» соответствует современным требованиям ФГОС. В «Стратегии развития воспитания в РФ» на 2015-2025 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г №996-р., отмечено, что семья, как ведущий институт воспитания, призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Одним из механизмов реализации Стратегии является поддержка семьи и педагогическое просвещение родителей.
Задача налаживания взаимоотношений с семьями возлагается на педагогов, как профессионалов, обладающих необходимыми компетенциями. Знания закономерностей развития ребенка помогают понять текущую ситуацию и оценить перспективы дальнейшего роста. Педагоги взаимодействуют с родителями как партнеры, обеспечивая необходимую поддержку. Совместные усилия, направленные на развитие и воспитание, позволяет более полно раскрыть потенциал каждого ребенка.
Реализуя концепцию школы и учитывая запросы родителей, мы проводим уже ставшие традиционными мероприятия, где все три коллектива – дети, родители и педагоги – активно сотрудничают. Совместные мероприятия учитывают интересы всех участников. Они создают атмосферу открытости и сотрудничества, взаимопонимания и поддержки, поощряют инициативу и творчество родителей и детей, стимулируют педагогов к дальнейшему профессиональному росту. В их числе: «Утренний круг», мастер-классы, совместные экскурсии, посещение театров и музеев, сюжетно-ролевые игры, совместные праздники.
Дошкольное детство - это сенситивный период для формирования жизненного оптимизма, уверенности в себе, самостоятельности, активности, инициативности, способности к сотрудничеству. Наш опыт взаимодействия трех коллективов в едином векторе мы считаем актуальным, эффективным и востребованным в современных условиях.
В рамках статьи нет возможности описать подробно нашу работу, поэтому хотим поделиться с вами, уважаемые коллеги, примером творческого взаимодействия родителей, детей и педагогов школы-сада «Обыкновенное чудо» при подготовке и проведении праздника «День рождения Дома» в подготовительной к школе группе «Чудо-град».
«День рождения Дома» – общешкольный праздник. Здание было построено осенью 2000 года, и с тех пор, от мала до велика, и детский сад, ишкола, родители и сотрудники отмечают этот праздник. Хозяин и главный герой – домовёнок Кузя.
Для подготовки и проведения праздника «День рождения Дома» команда педагогов разработала одноименный творческий проект.
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный. Проект разработан педагогическим коллективом МБОУ СОШ № 5 «Обыкновенное чудо» в составе: Демакова Наталья Николаевна, Домрачева Татьяна Валерьевна, Киселева Нина Геннадьевна, Петухова Татьяна Анатольевна, Киселева Нина Геннадьевна, Сергеева Марина Николаевна.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по Изо.
Интеграция областей:
1.         Познавательное развитие.
2.         Речевое развитие.
3.         Социально-коммуникативное развитие.
4.         Художественно-эстетическое развитие.
Цель: Разработка новых подходов к организации взаимодействия родителей, педагогов и детей и сплочение трех коллективов.
Задачи проекта:
1.         Активизировать интерес родителей к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребенка в нем.
2.         Ознакомить родителей и детей с традициями русского народа.
3.         Обучить родителей эффективным способам взаимодействия при подготовке и проведении праздника «День рождения Дома».
4.         Сформировать навыки сотрудничества у каждого участника.
5.         Воспитать чувство взаимопомощи и коллективизма.
6.         Создать благоприятный эмоциональный климат у всех участников праздника.
Этапы реализации проекта:
I - этап подготовительный.
Задача этого этапа - сформировать интерес у детей и родителей к празднику «День рождения Дома».
Изучив теоретические источники, (И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина, Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова, Д. А. Рытов), команда педагогов разработала сценарий праздника «День рождения Дома».
Для того чтобы познакомить родителей с историей создания школы, воспитатели оформили стендовую информацию «История создания детского сада «Обыкновенное чудо». Знакомство родителей с традициями русского народа проходило на родительском собрании по теме: «Фольклор в жизни современных детей». Беседовали о значении приобщения детей к народным традициям, народным праздникам. На родительском собрании была сформирована инициативная группа, которая сразу же приступила к работе и составила план-схему подготовки к празднику «День рождения Дома». Группа выдвинула следующие идеи для подготовки и проведения праздника:
- Посещение музея Истории города Йошкар-Олы.
- Чаепитие с пирогами.
- Мастер-класс «Гирлянды из листьев».
- Подготовить сказку «Крылатый, мохнатый, да масляный» и показать ее детям.
Чтобы выявить, что дети знают по теме «Дом» и что хотели бы узнать, педагоги провели предварительную беседу с детьми. По результатам беседы составили план-схему проведения «Утренних кругов». «Утренний круг» - это ежедневное традиционное мероприятие в нашем детском саду, на котором дети в непринужденной обстановке получают знания от воспитателей и друг друга, обмениваются впечатлениями по разным темам.
Педагоги совместно с родителями подобрали наглядно-дидактические пособия, иллюстрации по теме «Дом», предметы быта, музыкальные инструменты.
II - этап реализации проекта.
Задача этого этапа - сформировать у детей знания, умения и навыки с помощью взрослых и самостоятельно, способствовать их творческому самовыражению.
Для расширения и обогащения знаний по теме «Дом» провели следующие утренние круги: «От пещеры до дома», «Такие разные дома», «Кто построил дом», «Жилища разных народов», «Обереги дома», «Родословная - старинная народная традиция», «Русская изба. Старинная народная утварь», «Моя комната», «Небоскребы – дом будущего», «Безопасность в доме», «Детский сад - мой дом родной», «История моей улицы», Викторина по теме «Дом».
На музыкальных занятиях дети разучивали народные песни и танцы, водили хороводы и играли в традиционные народные игры. На занятиях дети знакомились с русскими народными музыкальными инструментами.
На занятиях по изобразительной деятельности дети лепили, рисовали, делали аппликации на заданные темы: «Эти разные дома», «Улица Чудо-град», «Подарки домовенку Кузе», «Портрет домового Кузи». Творческие работы выполнялись, как индивидуально, так и всем коллективом.
Воспитатели и родители организовали посещение музея Истории города Йошкар-Ола, где сотрудники музея рассказали о народных промыслах и праздниках. В группе и на прогулке дети играли в подвижные народные игры, в свободное время слушали русские народные сказки: «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Хаврошечка», «Лисичка – сестричка и серый волк», «По щучьему велению», «Марья Моревна» и др.
Родители провели мастер-класс «Гирлянда из листьев». Взрослые совместно с детьми сделали гирлянды и украсили ими группу и музыкальный зал. Папы и мамы, совместно с педагогами, провели несколько репетиций сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный», подобрали костюмы, декорации и реквизит.
15 октября состоялся праздник «День рождения Дома». Праздник прошел на большом эмоциональном подъеме. Активно участвовали все коллективы: дети, родители, педагоги, приобщаясь к традициям школы, закрепляя навык коллективного позитивного взаимодействия и сплоченности.
III - этап результативный.
Задача этого этапа - проанализировать полученные результаты, подвести итоги проекта, определить перспективу на будущее.
На сайте детского сада «Обыкновенное чудо», в родительском чате группы «Чудо - град», на стендах детского сада размещены фотографии, мультимедиа материалы о проведенном празднике, собраны отзывы родителей и педагогов, проведены беседы с детьми.
На педагогической лаборатории педагоги проанализировали проделанную работу и полученные отзывы, подвели итоги и определили перспективы на будущее.
Результаты реализации проекта:
Для детей:
ü  Получены новые знания о традициях и культуре русского народа приобретены новые навыки и умения.
ü  Раскрыты и реализованы творческие и артистические способности.
ü  Получен позитивный опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
ü  Вовлечены в традиции и ценности школы.
Для родителей:
ü  Вовлечены в традиции и ценности школы.
ü  Включены в работу по художественно-эстетическому воспитанию детей.
ü  Приобретен опыт позитивного сотрудничества с педагогами и детьми.
ü  Сплочение родительского коллектива.
ü  Овладение приемами педагогического взаимодействия, реализация своего творческого потенциала, осознание значимости совместных праздников.
Для педагогов:
ü  Выполнение задач по развитию и воспитанию детей, повышение профессионального мастерства.
ü  Достижение взаимопонимания с родителями.
ü  Апробация и внедрение мероприятий, направленных на подготовку и проведение праздника «День рождения Дома».
Таким образом, в процессе подготовки и проведения праздника взаимодействовали три коллектива - педагогов, родителей и детей. В совместной деятельности была создана атмосфера доброжелательности и доверия, которая способствует росту взаимопонимания родителей и педагогов и помогает им осуществлять воспитательный процесс в едином векторе. Ситуация, когда родители становятся нашими доброжелательными помощниками, позволяет нам максимально раскрывать потенциал каждого ребенка.
Список использованных источников и литературы:
1.         Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е.Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №6. - С.66-70.
2.         Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. - СПб.: ООО Издательство: Детство - Пресс, 2009.
3.         Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателей детского сада / Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, Т.А. Куликова. – М.: Просвещение, 1989-192с.
4.         Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования / Ю. А. Гладкова // Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – С.41-47.
5.         Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А.Данилина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1. - С.41-49.
6.         Евдокимова Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей / Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - М: Мозаика-синтез, 2007. -167с.
7.         Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О. Л Зверева. – М: ТЦ Сфера, 2007. – 80с.
8.         От рождения до школы: Общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2013. – 336с.
9.         Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой [и др.]. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 184с.
10.      Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - М.: Айрис- пресс, 2003.
11.      Сборник сценариев праздников и музыкальных досугов. У нашего двора нет веселья конца! / Авт.-сост. Д. А. Рытов. - СПб.: Музыкальная палитра, 2006.
Ноябрь 2021