Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новикова Екатерина Сергеевна,
педагог дополнительного образования,
МАУ ДО «ДЮЦ»,
Калининградская область, г. Гусев
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гражданско-патриотическое воспитание в настоящее время - один из важнейших приоритетов содержания образования. Именно воспитание гражданина является систематической и целенаправленной деятельностью государства, институтов гражданского общества и семьи по формированию готовности к выполнению гражданского долга, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству и защиты своей Родины.
Что же такое патриотическое воспитание в современном мире? Это постепенное формирование любви к своей Родине, постоянная готовность к ее защите. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к взаимодействию и функционированию в условиях демократического общества, к инициативному труду, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха [1;20].
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме свидетельствует о ее многостороннем изучении в прошлом и осмыслении ее важнейших сторон. Так, достаточно полно определены понятия «патриот» и «патриотизм» (И. А. Ильин, В. Г. Белинский, А. С. Калюжный, Н. А. Бердяев, и др.), активно осуществляется философско-исторический анализ сущности и содержания патриотизма как общественного явления (И. Лутовинов, Н. А. Баранов, ВВ. Ю. Микрюков, Л. Й. Хен и др.), описано когнитивно-эмоциональное содержание патриотического сознания (В. Г. Белинский, И. А. Еремин, А. С. Калюжный и др.), изучаются вопросы формирования гражданственности (Е. В. Бондаревская, В. Е. Гурин, А. А. Зиновьев, А. И. Кочетов, И. С. Марьенко и др.), гражданского сознания (И. С. Артюхова, Л. И. Карцева, Н. И. Лапин, Н. А. Масюков, Г. Б. Скок и др.), гражданской позиции у различных слоев населения в контексте патриотического воспитания (Д.В. Кириллов, З.П. Красноок и др.).
Таким образом, мы видим, что проблема гражданско-патриотического воспитания не является новой для современной науки и практики. В течение значительного времени исследователи изучали ее различные аспекты и представили большое количество обоснованных результатов. Однако идеологические и политические дебаты, дискуссии о правах государства, правах человека, поиск решения проблем патриотического воспитания еще больше определяют ценностные основания актуальности темы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время и представляют необходимым рассмотреть тот факт, что реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью школы невозможна.
Образовательная система России отметила важность этого направления в работе и деятельности не только педагогов школ, детских садов, но и педагогов учреждений дополнительного образования.
Так, в современном обществе патриотическое воспитание молодежи в основном прививают в учреждениях дополнительного образования, которые имеют для этого наиболее благоприятные условия. В отличии от общеобразовательных учреждений в дополнительное образование, где нет уроков, домашнего задания, ребята приходят по собственной инициативе. Взаимодействие строится прежде всего с учетом желаний, возможностей и интересов обучающихся. Ребенок сам выбирает свой круг интересов и занимается тем, что ему нравится, он творчески развивается и активно совершенствует свои кругозор и мировоззрение.
Задача дополнительного образования состоит в создании условий для социальной адаптации учащихся, в том числе и через систему гражданско-патриотического воспитания, развитие интереса к истории и культуре Отечества, формирование у детей нравственности, духовности, справедливости. Как и все направления воспитательной деятельности, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие личности ребёнка, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей и т. д. Патриотизм должен проявляться как в поступках, так и в деятельности человека, а при умелом воспитании пройти через целый ряд этапов на пути к своей зрелости и закрепиться на конечном результате.
Буйлова Л. Н. в своей статье «Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей» отмечает, что патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества.
Ожидаемый результат патриотического воспитания - у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству [3;10].
Для достижения указанных целей гражданско-патриотическое воспитание предполагает участие обучающихся объединений дополнительного образования в социально-полезной деятельности. В настоящее время большое распространение получили модели патриотического воспитания, которые встречаются в учреждениях дополнительного образования в разных видах деятельности и имеют реализацию в объединениях всех направленностей, начиная от туристко-краеведческой и заканчивая техническим творчеством.
Независимо от направленности объединения, тематики занятий, будь то изучение иностранных языков, конструирование или декоративно-прикладное творчество, тесная взаимосвязь дополнительного образования с гражданско-патриотическим воспитанием прослеживается во всех видах работы - это поисковая деятельность, направленная на освоение детьми и подростками окружающего мира родной природы или людей, традиционной культуры своего народа. Это развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел, воспитание культуры труда и трудолюбия, дисциплинированности, умения работать в коллективе, осознание ценности истории и чувства гражданина своей страны, сохранение народных традиций в современном мире.
Также формированию гражданско-патриотических качеств способствуют мероприятия, в которых принимают участие обучающиеся: соревнования, конкурсы, акции, посвященные важным датам России, объединяющие общественность, родителей, педагогов и детей (День России, День Победы, День народного единства, День матери, День защитника Отечества и т.д.). Кроме того, содержательная работа по патриотическому воспитанию ведется в ходе подготовки проектов и исследовательских работ, которые посвящены истории, событиям, знаменитостям родного города, края и страны.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание – это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность педагогов, обучающихся и родителей. Системообразующим компонентом гражданско-патриотического воспитания являются идеалы и лежащие в их основе ценности. Задачу воспитания подрастающего поколения необходимо осмысливать сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности государства. И преимущество данного направления именно у дополнительного образования, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует формированию патриотического сознания.

Список использованных источников:
1.         Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А.Агапова. М.: 2002. Айрис-пресс. – 216 с.
2.         Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей / И.Р. Алтунина. М.: 2008. — 256 с.
3.         Буйлова, Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 405— 412.
4.         Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Ноябрь 2021