Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Коломыченко Ирина Ивановна
воспитатель,
Зверева Маргарита Леонидовна
инструктор по физической культуре
МБДОУ № 47
г. Белгород

Игра – это огромное окно, через которое в духовный

мир ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

В. А. Сухомлинский


Дошкольное детство – период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первичные представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка.
В настоящее время большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны имеет нравственно-патриотическое воспитание. Перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину. Это любовь к самым близким людям – маме, папе, брату, сестре, бабушке, дедушке. Родной дом, детский сад, улица, город, окружающие его животные, родная природа – все это Родина. С рождения ребенок слышит родную речь, колыбельные мамы, песенки потешки, сказки и неосознанно начинает любить то, что любит его народ.
В поисках новых способов работы с детьми в этом направлении, изучив труды великих педагогов, мы пришли к выводу, что игра - наиболее активная форма работы в области патриотического воспитания. Ведь все виды детских игр подходят для выполнения задач патриотического воспитания и помогают привить уважение к историческим и культурным ценностям страны.
Детство невозможно представить без игры. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего. Работая в данном направлении, мы изготовили множество дидактических игр и пособий по нравственно-патриотическому воспитанию: «Я и мой Белый город», «Белгород вчера, сегодня, завтра», «Природа Белгородской области», «История Белгорода в памятниках и архитектуре», «Белгород промышленный», «Белгород спортивный», «Моя родословная», «Здоровый город - здоровые люди», «Береги свою Родину!» и многие другие.
С удовольствием наши дети играют в театрализованные игры, основанные на фольклоре. В них дошкольники знакомятся с обычиями русского народа, с укладом их жизни, запоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения (так из р.н.с. «Колобок»:...по амбарам поскреби, по сусекам помети... – дети запомнили что раньше муку хранили в амбаре).
Мальчикам больше нравятся игры на военно-патриотическую тематику, отражающие подвиги нашего народа, девочки с волнением примеряют народные костюмы и любуются их красотой. Но больше всего ребятам нравится играть в народные игры:
-подвижные игры, в которых дети могут проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию: «Городки», «Жмурки», «Ловишка», «Лапта», «Платочек-летуночек», «Третий – лишний», «Горелки», «Прятки», «Чехарда»,:
-игры в которых дети могут помериться силой и ловкостью, в них отражает стремление детей стать сильнее, победить всех:, «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Вытолкни за круг», «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Бои на бревне»;
-игры календарные – обрядовые «Гори, гори ясно», «Кукушечка», «Звонари», «Солнышко»;
-игры бытовые - отражающие повседневные занятия наших предков: «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Горшок», «Шишки, желуди, орехи», «Баба сеяла горох». «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Корзинки», «Охотники и утки», «Ловись рыбка»;
-игры, знакомящие детей с окружающим миром (миром природы) и воспитывающие чувство коллективизма, слаженности, взаимопомощи: «У медведя во бору», «Заинька», «Сорока», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др. «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Кошки-мышки», «Коршун и наседка»
Очень нравятся нашим дошкольникам хороводные игры: «Бояре», «Каравай» «В царя», «Плетень», «Улитка»,«Ручеёк», «Вейся, капустка».
С удовольствием наши дети играют в подвижные игры Белгородчины, такие как: «Пчелки и ласточки», «В Трифона», «А мы просто сеяли», «Редя», «В ворона», «Баба снежная», «Гусёк» и другие.
Все перечисленные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Игра, которая наполнена эмоциями, в которой ребенок радуется и получает удовольствие непременно останется в памяти ребенка, а вместе с ней и представления детей о Родине.
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традиции.
Народные игры не должны быть забыты. Ведь именно они доставляют ребятишкам удовольствие и радость, знакомят их с историей и культурой, развивают их духовно и нравственно, учат любить родной край и свою Родину.

ЛИТЕРАТУРА
1. Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет [Текст]: Методическое пособие/ Е.А. Алябьева. – Москва: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
2. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2013
3. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысак. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 142 с.
4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дош-кольников / М.Д. Маханева – Москва: «Сфера», 2010 г. – 96 с.
6. Кенеман А.В., Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры» — М.: 1995, — 224 с.
Ноябрь 2021