Давыдова Елена Викторовна,
воспитатели ГБОУ СОШ №10
СП д/с «Лучик», г.о. Кинель
Самарская область
Изменения дошкольного образования и введение ФГОС ДО стали предпосылкой новых образовательных поисков воспитания и развития дошкольников с помощью различных технологий, средств, игр и т.д., поэтому воспитатель для своей работы ищет и использует интересные и несложные способы развития ребёнка. Дошкольники с легкостью усваивают информационно-коммуникационные средства, и традиционно-классическими наглядными средствами их непросто удивить. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач, так любая деятельность детей в первую очередь должна быть интересна самим дошкольникам.
Одним из результатов поисков такой деятельности привело к происхождению современно-нового средства обучения у дошкольников – лэпбук. В переводе с английского языка «lapbook» означает «наколенная книга», этот своеобразный метод обучения пришел к нам из США. Лэпбук представляет собой «папку-раскладушку» на определенную тему, которая имеет множество карманов, книжек, окошечек, из которых дети могут перекладывать, доставать, рассматривать материал по своему усмотрению.
Технология лэпбук актуальна в наше время так как: отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования ППРС; развивает творчество, воображение, художественно-эстетического развития, используется одновременно группой детей и индивидуально, (дети добровольно присоединяются, свободно общаются и перемещаются во время деятельности, каждый работает в своем темпе) с участием взрослого; знакомит детей с цветом, формой, дидактическими свойствами и т.д.; вариативен; доступен детям дошкольного возраста, а также обеспечивает познавательную, игровую, творческую и исследовательскую активность всех дошкольников.
В нашем детском саду «Лучик», были созданы нетрадиционные дидактические игровые пособия, в том числе и лэпбук. Все педагоги д/с используют данную технологию в работе с детьми. Разработано несколько лэпбуков на разные темы: «Путешествие в космос», «Правила пожарной безопасности», «В мире музыки», «Матрешка» и т.д.
Дидактическое пособие может быть использовано не только в работе как с нормально развивающимися детьми, но и с дошкольниками ОВЗ.
Мы хотим рассказать об одном из них «Путешествие в космос».
Актуальность: в наше время детей мало интересует тема космоса для них стало привычным запуск ракет в космос, мальчишки больше не мечтают быть космонавтами.
Данное пособие «Путешествие в космос» предназначено для расширения и закрепления знаний детей дошкольного возраста о космосе. Лэпбук помогает лучше усвоить новую информацию и закрепить пройденный материал в занимательно-игровой форме.
Материал подбирался с учетом возраста и знаний, особенностей детей, соответствуют определенной теме и несет в себе познавательную и развивающую функции, предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы у детей расширяется и активизируется словарный запас по данной теме. Весь материал эстетичен и безопасен в использовании.
Дидактическое пособие ЛЭПБУК «Путешествие в космос» представляет собой: «папку-передвижку» на страницах которой имеются кармашки разных размеров, в которых вложены, загадки, стихи; информация о первых космонавтах, название планет; игры на развитие памяти, мышления, внимание, логику, моторику и т.д. «Космос, «Найди отличие»; «Лабиринт»; «Космические кроссворды»; «Собери пазл»; «Найди тень»; раскраски, что позволяет ребенку, играя, закрепить пройденный материал.
Цель данного пособия: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи: дать представление об основных понятиях (космос, планета, звезда, солнечная система, галактика, комета и др.); познакомить с первыми космонавтами (человек и собаки); формировать интерес к добыванию знаний; способствовать развитию творческих способностей; развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение.
«Лабиринт»
Цель: развитие логического мышления, пространственного восприятия. Настольная игра в лабиринт развивает мелкую моторику, в том числе координацию движений пальцев, является хорошим помощником при овладении письмом, воспитывает усидчивость, аккуратность, внимание.
«Найди тень»
Цель: учить детей зрительно анализировать картинки и находить нужные силуэты методом наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память, наблюдательность.
«Найди отличия»
Цель: развивать внимание, речь, память, мышление.
Лэпбук - это одна из форм организации образовательной деятельности.
Данное пособие является средством интерактивного обучения, предполагает использование современных технологий: организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Список используемой литературы
О. А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса». Москва, 2009г.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
«Космос. Детская энциклопедия». - Москва, 2000.
Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» / [Текст]/ Журнал "Обруч "№ 4 2015 год
Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015.