педагог дополнительного образования,
МБУ ДО Чердаклинский ЦДО,
р.п. Чердаклы
Развитие системы военно - патриотического воспитания в нашей стране обуславливается исторической необходимостью.
Испокон веков Россия испытывала на себе мощное давление извне, что сказалось на формировании национального характера. В России сложились определенные направления и формы военно-патриотического воспитания детей и в системе образования России.
Однако в конце прошлого века государственная политика взяла курс на свертывание воспитания патриотизма. И общество постепенно утратило традиционное российское патриотическое сознание. Ценности и государственные символы, десятилетиями скреплявшие единство народов великой страны, рухнули. Без преувеличения произошла общенациональная духовная трагедия. Отказ от прежней системы ценностей и отсутствие новой во многом понизили эффективность воспитания, чем был нанесён непоправимый вред формированию таких традиционных качеств молодого человека, как патриотизм, гражданственность, историческая память.
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, им нужно прививать гордость за русское оружие, любовь к русской военной истории, военной службе, сохранение и приумножение славных воинских традиций, способность в случае необходимости встать на защиту своего государства.
Для формирования патриотизма самые благоприятные условия имеются в дополнительном образовании, поскольку оно ориентировано на способности и потребности ребенка, личные интересы, способствует творческому развитию, создает необходимые условия для деятельности и проявления активности. Все эти факторы и способствуют формированию патриотического воспитания.
Перед собой я ставлю следующие цели и задачи:
· Создание условий для проявления патриотических знаний и способностей обучающихся;
· Формирование у детей активной жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств;
• Развитие гражданского самосознания обучающихся, патриотической направленности личности, обладающей качествами патриота;
· Расширение кругозора детей о военной технике;
• Воспитание чувства гордости за свою Родину, за ее героическое прошлое.
Важным условием формирования любого качества у человека является активное его самостоятельное участие в этом процессе. Работая с различными источниками информации, обучающиеся сами формируют свою позицию на события и явлений жизни. Разнообразие видов заданий, системность, предоставление каждому обучающемуся возможности постоянного проявления себя, широкое использование похвалы в качестве стимулятора деятельности, планомерное увлечение сложностью выполняемых работ повышают результативность процесса воспитания, улучшают взаимопонимание между педагогом и обучающимся.
Основной деятельностью в объединении «Авиамоделирование» является изготовление моделей техники. Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии детей. Занятия авиамоделированием развивают интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы со схемами и чертежами. Сначала мы с ребятами обсуждаем, модели какой военной техники они хотели бы сделать, потом ищем информацию о ней, чертежи. Модели изготавливаем на выставку, делаем описание модели, где указываем основные технические характеристики модели, исторические, знаменательные события, связанные с этой техникой. Иногда изготавливаем не просто модели, а придумываем сюжетные композиции. Идей у ребят бывает очень много, фантазия разыгрывается по мере обсуждения. Эта работа требует больших творческих усилий, изобретательности, само организованности. Но, что ещё значительнее, ребенок знакомится с историей создания этой техники, её боевой биографией и, как следствие, обязательно погружается в славное прошлое своей Родины.