Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Корнилова Наталья Викторовна,
Воспитатель,
МАДОУ «Детский сад № 72»
г. Березники Пермского края
Продуктивная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств. Поэтому поиск путей эффективности процесса социализации детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет.
Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, развивается способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими, закладывается характер.
Одним из множества средств социально – коммуникативного развития дошкольника можно выделить продуктивную деятельность. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью элементарного труда, по руководством взрослого, в процессе которого создаётся продукт детского творчества, погрузиться во взаимоотношения со сверстниками, познать мир детского коллектива и принять участие в его жизни.
Продукт получаемый в совместной продуктивной деятельности детей и взрослых выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с окружающими.
Продуктивная деятельность, как наиболее привлекательный и доступный вид детской деятельности, на ряду с игрой, способствует выявлению и реализации творческих способностей дошкольников, основанных на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, формированию социальных качеств.
Развивающее значение продуктивной деятельности, способствующее повышению эффективности социализации и коммуникации дошкольников, отражены в трудах таких социологов, как В. Г. Афанасьев, Л. П. Буева, Ю. Е. Волков, Б. Я. Титаренко, Б. Ц. Урланис, А. Г. Харчев. Социальному воспитанию посвящены труды многих педагогов-классиков (П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Эти исследования, направленные на изучение влияния продуктивной деятельности на развитие социально – коммуникативных навыков дошкольников выявили, что продуктивная деятельность: способствует развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления, средства развития социального интеллекта; влияет на физическую, познавательную, речевую активность; влияет на развитие адекватной самооценки; побуждает ребёнка к установлению взаимосвязей со сверстником по поводу решения поставленной задачи; освобождает ребёнка от страхов и переживаний.
Анализ литературы показал, что продуктивная деятельность выбрана не случайно. Совместная деятельность по созданию творческого продукта доступна и привлекательна для ребёнка и рассматривается как синтетическая, в которой проявляются разные стороны психического развития, усваиваются разнородные элементы человеческой культуры, развивается общение.
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. В продуктивной деятельности развиваются способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности (принятие и реализация цели в соответствии с заданными стандартами-условиями, закладываются навыки позитивного взаимодействия с окружающими.
Для успешного развития социально-коммуникативных навыков детей в продуктивной деятельности необходимо реализация на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план работы) и конспектов ООД по следующим направлениям:
- Рисование. От простых линий на листе и песке, соленом тесте к более к использованию нетрадиционных техник.
- Лепка. От лепки из пластилина и соленого теста к формированию умения украшать узорами предметы декоративного искусства.
-Аппликация. От выкладывания готовых деталей на листе бумаги до закрепления умения разрезать бумагу, работать с различным материалом – ткань, картон, бумага, природный и бросовый материал.
- Прикладное творчество – работа с бумагой. От формирования усения сгибать лист вчетверо до поделок из природного и другого материала.
-бросовый материал)
- Моделирование
Для эффективного социально-коммуникативного развития дошкольников в продуктивной деятельности было подготовлено следующее методическое обеспечение: картотеки опытов и экспериментов, поделок из природного материала; игр с пластилином; оформлены центы художетсвенно-эстетического развития детей; разработан перспективный план работы с детьми по данному направлению.
Содержание работы с детьми включало в себя: знакомство с различными видами продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд, экспериментирование, наблюдения, опыты, исследовательская деятельность, моделирование, изготовление макетов на основе схем) через циклы ООД, развлечения, досуги, беседы, совместную деятельность детей и взрослых, оформление выставок детских работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, моделированию; изготовление сувениров для сотрудников детского сала и младших дошкольников, конкретизацию запросов и реализацию образовательных маршрутов родителей, а так же разработаны консультации консультации: для педагогов «Развитие социально-коммуникативных способностей детей на основе продуктивной деятельности»; для родителей «Продуктивная деятельность в детском саду и ее влияние наразвитие ребенка»;
Используя основную образовательную программу «От рождения до школы», я провела диагностику социально-коммуникативного развития и продуктивной деятельности детей группы. Сравнила данные, рассмотрела результаты, обобщила и сделала выводы. Количество детей с высоким уровнем социано-коммникативного развития развития увеличилось на 35%, число детей со средним уровнем возросло на 20%, в то время как количество детей с низким уровнем уменьшилось на 55%
Таким образом, мониторинг подтвердил выдвинутую мною гипотезу о повышении уровня социально-коммуникативного развития дошкольников в результате продуктивной деятельности, о целесообразности ее использования в образовательной и свободной деятельности дошкольников.
Делая вывод о влиянии продуктивной деятельности на социально – коммуникативное развитие дошкольников можно сказать, что социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности.
Совместная продуктивная деятельность детей и взрослых становится школой социальных отношений, в которой ребёнок моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого в окружающей действительности.
Таким образом, совместная продуктивная деятельность детей и взрослых развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства. В итоге такой работы дети приобретают знания и умения, помогающие им позитивно организовывать общение в кругу сверстников, а значит и социализироваться в обществе.
Список использованной литературы
1.         От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.- 368с.
2.         Березина Л. С. «Социализация» Образовательная область. СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012 г.
3.         Бочкарева О.И. «Организация деятельности по формированию культуры поведения и 1. Бабаева Т. А., Березина Л. С. «Социализация» Образовательная область. СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012 г.
4.         Микляева Н.В. «Социально – нравственное воспитание дошкольников». Творческий Центр» Сфера» 2013 год.
Ноябрь 2021