Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЁЙ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ПО ПАРТИАТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кожеватова Елена Владимировна,
методист,
СП «Детский сад №31» ГБОУ СОШ №14 «Центр образования»,
г.о. Сызрань, Самарской области
Одна из актуальных задач нравственного воспитания сегодня - воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения.
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Поэтому воспитание патриотических чувств необходимо начинать уже с дошкольного возраста, так как именно на данном этапе формируется личность ребенка.
Перед нашим структурным подразделением стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально значимым ценностям. Мы считаем, что прививать патриотизм нужно начинать с малых, понятных детям вещей, через любовь к истории своей семьи.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретет в семье, он сохраняет в течение всей жизни.
У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Зная историю своей семьи, можно узнать историю своего народа. Задача педагога прививать детям мысль, что семья – это родные люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, помогают в трудную минуту и поддерживают в любой ситуации. Самые близкие люди –это родители. А для родителей дети – смысл и радость всей жизни! Воспитывая любовь к семье, мы тем самым прививаем любовь к Родине.
Педагоги нашего структурного подразделения по данной теме широко применяют групповые и индивидуальные формы работы с родителями: консультации, беседы, круглые столы, совместные конкурсы, выставки, праздники.
Положительный отклик участников педагогического процесса получила семейная проектная деятельность «Моя семья». Данный проект включает в себя изучение родословной, создание фотоальбома, герба и девиза семьи, изучение обычаев, традиций. Проект долгосрочный. Для вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми организуются консультации, выставки, встречи за круглым столом, оформляются информационные и тематические стенды.
Для старших дошкольников и их родителей педагоги организовали образовательный проект «Музейные коллекции».
«Музейные коллекции» - это цикл занятий - онлайн о Краеведческом музее, сочетающие в себе просмотр экспозиций музея воспитанниками и их родителями в выходные дни и далее совместные мастер-классы и творческие занятия на темы:
- «Знаешь ли ты свой город?»;
- «Традиции и праздники на Руси»;
- «Природа родного края»;
- «Волшебная живопись»;
- «Награды моего деда».
В группах дошкольного учреждения совместно с родителями создаются мини-музеи, разнообразной тематики: «Народные промыслы», «Центр Боевой и Трудовой славы».
Эффективность мини-музея достаточно высока, так как воспитанники не только рассматривают книги, открытки, подлинные предметы, но и задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.
В гражданственно-патриотическом воспитании дошкольников огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей.
На примере жизни старших членов семьи (бабушек и дедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Родину, А Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за мир для людей. Имена героев увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решать задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
С этой целью в нашем дошкольном учреждении проводятся совместные с родителями воспитанников праздники, развлечения, приуроченные к «Дню Защитников Отечества», «Дню Победы», «Дню города».
Педагоги стали активно использовать инновационную форму работы, такую как: социально - значимые акции, способствующие развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создающие условия для творческой самореализации ребенка.
Акции патриотической направленности совместно с детьми и родителями, проходящие в нашем детском саду, приурочены к памятным датам Великой Отечественной войны. Эти мероприятия развивают и укрепляют в детях чувство справедливости, помогают осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывают любить Родину и близких.
Акция «Посылка солдату» проводится в канун праздника 23 февраля c целью формирования пaтpиoтичecких чyвcтв y дeтeй, вocпитaния yвaжeния к вeтepaнaм вoйны, coлдaтам, зaщищaющим нaшу Родину. В хoдe бeceд пpи чтeнии хyдoжecтвeннoй литepaтypы дeти многое узнали о защитниках Родины, об армии.
Малыши с удовольствием собирали посылку, наряду с продуктами питания, были вложены рисунки и открытки с поздравлениями и пожеланиями.
В 2019 году мы принимали участие в акции «Ни кто не забыт, ни что не забыто». Целью акции было познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, развить у детей чувство гордости к воинам – героям, которое выражалось бы в желании подражать им, стремлении быть похожими на них.
Детям читали рассказы о войне, о подвигах героев, слушали фронтовые песни, учили стихи, посещали памятники героям. В холле детского сада совместно с родителями оформили выставку «Бессмертный полк», где выставлены были портреты бабушек и дедушек, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Социально-значимые акции в ДОУ позволили, сделать работу педагогов, детей и родителей наиболее интересной и привлекательной.
В целях совершенствования работы по патриотическому воспитанию, в 2019-2020 учебном году в структурном подразделении был реализован долгосрочный общесадовский проект «Патриотическое воспитание дошкольников через сетевое сотрудничество»
В проекте по сетевому взаимодействию участвует в первую очередь —городской краеведческий музей г. Сызрани. Музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив ценности прошлого, включает его в контекст собственной жизни.
В течении года реализовали совместный с музеем проект «Мой любимый город». С детьми старших возрастных групп, педагогами и родителями в музее проводились мероприятия: «Улицы нашего города», «Символика города», «Обычаи и традиции русского народа», акции «Свеча памяти», «Живая память».
Постоянно наши воспитанники и родители участвуют выставки поделок и рисунков, организованных музеем: «Моя Родина – Россия», «Мастерская родной природы», «С днем рождения Земля». Во время пандемии коронавируса воспитанники с помощью сотрудников музея совершали виртуальные путешествия, экскурсии. Благодаря музею, дети имеют возможность многократно прикоснуться к истории своего края, своего города. Они также приобщают к этому своих близких, так как некоторые взрослые впервые переступили порог музея благодаря своему ребёнку, по его приглашению.
Структурное подразделение тесно сотрудничает с городской детской библиотекой имени А. Гайдара. Тема встреч весьма разнообразна. Для наших воспитанников в библиотеке проводятся мероприятия на темы: «Мой любимый город Сызрань», «Знаменитые люди нашего края», «Журавли памяти». Дети с удовольствием принимали участие в конкурсе рисунков «И все же добро побеждает», «Новогодний хоровод»; в конкурсе чтецов «Гордимся, помним, чтим», посвящённый Дню Победы.
Несколько лет детский сад сотрудничает с Драматическим театром имени А. Толстого. Артисты показывают детям спектакли нравственно- патриотической направленности. Дети и родители с удовольствием участвуют в празднике, посвящённому народностям, проживающим в Самарской области. Именно такие совместные мероприятия, призывающие к толерантности — основа дружбы народов, фундамент нашего государства.
Через любовь к природе мы прививаем любовь к Родине. Совместно с с Пожарной частью проводили акцию «Береги лес от пожаров», участвовали в акциях по сбору макулатуры (Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево!»), по озеленению участка (Акция «Зеленый рекорд»).
Наши воспитанники с энтузиазмом относятся к подобным мероприятиям. И важно, что не только педагоги, но и родители поддерживают их в этих добрых делах.
Сотрудники ДК «Художественный» проводят с детьми различные мероприятия: «День российского флага», «Народные игры», «В гостях у бабушки Забавушки» и др. Ежегодно участвуют наши воспитанники в конкурсе «Моя вселенная по имени Русь». Постоянно детский сад принимает участие в городских праздниках: «День России», «Масленица». «Бессмертный полк», в которых всегда участвуют наши дети с педагогами и родителями.
Сотрудничество с Центральным спортивным комплексом даёт нашим детям здоровье и усиление семейных ценностей через такие мероприятия, как «Мама, папа, я – спортивная семья», «Сызранские крепыши».
В результате проводимой работы в образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к Родине, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.
Участие детей и родителей в проектной деятельности, включение музеев в образовательно-воспитательный процесс, проведение социально - значимых акций совместно с информационно-компьютерными технологиями, дают возможность развивать у дошкольников творческую активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.
Список литературы
1. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О. В., Щербакова И.А. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2014
2. Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2015.
3. Гладкова Ю.А., Взаимодействие с семьей: вопросы планирования. // Ребенок в детском саду. 2016
4. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2016
5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2016.
6. Журахова М.Н., Муляр Н.В., Хаустова В.Г. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. – 2014. - №7..
7. Закон РФ “Об образовании”
9. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2015.
10. Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2017.
11. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017.
12. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2014

Ноябрь 2021