воспитатель.
Артемова Татьяна Николаевна,
воспитатель
МБОУ № 2
Московская область, город Серпухов
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества,
то создавай им такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать
себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили
Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства, а его всестороннее развитие как личности.
В ДОУ уделяется достаточно много внимания работе по эстетическому развитию детей, которая строится по нескольким направлениям.
Занятия по музыке, хореографии, рисованию, лепке, аппликации.
Кружковая работа по разным направлениям художественной деятельности.
Развивающая предметная среда в группах.
Музыкальные развлечения, праздники, проектная деятельность, выставки.
Основной задачей педагогов ДОУ является развитие гармонично развитой личности, приобретение необходимых личностных качеств, которые повлияют на формирование у ребенка хорошей адаптации в социуме.
И здесь самыми главными помощниками для воспитателей и специалистов ДОУ являются родители (законные представители) ребенка. Ведь СЕМЬЯ – это то место, где происходит формирование будущего человека. В семье находится первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
По взаимодействию ДОУ и семьи можно выделить следующие задачи:
• Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
• Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
• Повышение педагогической культуры родителей.
• Развитие интереса к культурному наследию.
• Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Какие же формы взаимодействия способствуют сотрудничеству ДОО и родителей (законных представителей)?
- традиционные – родительские собрания, дни открытых дверей, папки-передвижки, оформленные наглядной информации, рекомендации, индивидуальные консультации.
Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашем саду мы используем разнообразные современные формы работы с родителями.
Семейные клубы, родительская почта, родительские группы в ватсап, сайты педагога и ДОУ, информационные площадки инстаграм, площадка конференций зум, совместные детско – взрослые проекты.
На собраниях знакомим родителей с планами и задачами художественно – эстетического развития. Нетрадиционные родительские собрания проходят в теплой творческой атмосфере.
Проводятся Дни открытых дверей. Родители имеют возможность принять активное в них участие, А мы стараемся показать мастерство наших детей во всех сферах художественно – эстетического развития дошкольников. Учитывая современные условия, родители могут просматривать мероприятия в прямом эфире.
Большое внимание уделяется совместной проектной деятельности.
Можно открыто заявить, что проекты, в которых используется формула «дети + семья + педагоги» помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей; способствуют умению наблюдать; способствуют умению слушать; способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон комплексно; развивают воображение; развивают внимание, память, речь. А также являются одними из методов развивающего обучения и самообразования; способствует выработке исследовательских умений; способствует развитию креативности и логического мышления; является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы и организации работы с детьми и родителями; повышает компетентность педагога; повышает качество образовательного процесса.
В детском саду начал свою работу клуб заботливых родителей "Счастливы вместе". В режиме видеоконференции состоялось первое заседание, тема которого "Здоровые дети - здоровая нация". В дальнейшем, планируется работа по ознакомлению родителей с всевозможными аспектами творческой направленности личности ребенка.
Традиционно у нас проводятся музыкальные праздники и развлечения, участниками которых являются родители воспитанников.
Особое место занимает выставки детского творчества, где родители, законные представители, могут увидеть результаты деятельности своих детей.
С уверенностью можно сказать, что большой интерес вызывают выставки-конкурсы семейного творчества. Обычно это тематические выставки: «Осень золотая…», «Новогодняя мастерская», «Креативная Ёлочка» и др.
Также семьи наших воспитанников принимают участие в муниципальных и федеральных конкурсах. Это сближает и укрепляет детско – родительские отношения.
С целью сплочения родителей, педагогов и детей проводятся круглые столы, мастер-классы.
Эти встречи помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми.
С уверенностью можно сказать, что положительные эмоции остаются у всех участников этих мероприятий.
В заключение хочется отметить, что использование разнообразных форм сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников, в процессе решения задач по художественно-эстетическому развитию, неоспоримо.
Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического развития.
Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Ведь родители будут уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем, что обязательно будет учтена индивидуальность ребенка. Для педагогов — стимулом к дальнейшей творческой деятельности, решением главной педагогической задачи – индивидуальный подход к ребенку; Что, в свою очередь, и приведет к достижению общей цели — формированию творческой личности дошкольника.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых, по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.