Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО (ЗАВИСИМОГО) ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Невинных Светлана Анатольевна
педагог-психолог
ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»,
Белгородская область, Яковлевский район, г. Строитель
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО (ЗАВИСИМОГО) ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Подростковый возраст, особенно с 13-15 лет – это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. В этом возрасте появляется интерес к мировоззренческим вопросам, таким, как возникновение жизни на Земле, происхождение человека, смысл жизни. Формированию у подростка правильного отношения к действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения в обществе, которые дают о себе знать и в будущем. Нравственные убеждения подростка складываются под влиянием окружающей действительности. Они могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков[4].
Далее рассмотрим рекомендации и приёмы, которые представляют для нас особый интерес.
Наиболее важными и интересными для нас являются рекомендации Н.Н. Карповой[3]:
- Создавать теплую, доброжелательную атмосферу, избегать критики, насмешек не только со стороны учителя, но и от сверстников; формировать у себя и своих обучающихся установку "Я - хороший, ты - хороший";
- Принимать подростка таким, какой он есть. Видеть в отрицательных качествах учащегося позитивную сторону и обозначать ему, где данные черты личности могут быть полезны и привести к успешности;
- Не просто хвалить подростка, а высказывать одобрение именно его действий (не подкреплять желаемое кому-либо поведение, а выражать свое позитивное отношение к его деятельности и результату в частности);
- Сравнивать достижения обучающегося только с его собственными, а не с эталоном (требованиями программы) и образцом взрослых, т. е. хвалить за улучшение именно его результатов;
- Не делать акцент только на обязанностях в техникуме (брать во внимание сферу его интересов, личную жизнь - отношения в семье, общение с друзьями, с противоположным полом) - это важный момент в дальнейшей успешности обучаемости;
- Не допускать, чтобы подросток был замкнут и сосредоточен на своих неудачах, необходимо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен утверждаться;
- Давать позитивную обратную связь (эмоциональную: "верно", "замечательно", "отлично", "супер!"; и содержательную: "я всегда знала, что у тебя хорошо получается...", "я уверена, что ты справишься с этой контрольной работой, так как ты добросовестно выполняешь домашнее задание");
- Проблемные точки превращать в зоны развития (например: "У нас проблема: нет дисциплины в группе, и это приводит к тому, что многие из вас не слышат, что говорит преподаватель, и не могут хорошо усвоить предложенный материал, как следствие - вряд ли справятся со сдачей сессии. Что вы можете предложить для разрешения данной проблемы?". Далее преподаватель стимулирует подростков высказываться, уважительно относясь к каждому мнению);
- Не только применять индивидуальный подход к каждому подростку с учетом его способностей, особенностей познавательной, эмоционально-волевой сфер, поведения и т. д., но и учитывать его прошлый, отличный от всех других, опыт;
- Уделять внимание по формуле: «Не тогда, когда он "плохой", а когда "хороший"». Во время эмоциональных всплесков (иногда означающих потребность в общении) обратить на подростка внимание, выразить заинтересованность в нем и его деятельности и показать свое доброжелательное отношение.
Так же, считаем нужным отметить[1]:
1. Приёмы, способствующие накоплению социально-положительного опыта и формированию нравственности:
- Организация успехов в обучении (заключается в организации помощи обучающемуся, пока он не добьётся успешности в обучении);
- Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета обучающегося среди сверстников, а также в укреплении веры обучающегося в себя);
- Убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения);
- Доверие (заключается в том, чтобы поручать обучающемуся ответственные задания);
- Ожидание лучших результатов (преподаватель заявляет обучающемуся, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к обучению);
2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогами и воспитанниками:
- Просьба (способствует повышению авторитета обучающегося в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);
- Поощрение - похвала, награда, одобрение;
- Авансирование личности (высказывание положительного мнения обучающимся или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего обучающийся ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);
- Обходное движение (подразумевает отведение от обучающегося заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);
- Проявление огорчения (пробуждает у подростка чувство стыда);
- Прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый подростком проступок);
- Поручительство (взятие виновного обучающегося на поруки, обещание от своего имени, что обучающийся будет достойно себя вести);
- Проявление умений и превосходство преподавателя (обучающиеся уважают своего наставника, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).
3.Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:
- Констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям обучающегося, показывает, что ему о них известно);
- Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);
- Наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)
- Приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме)
- Предупреждение (заключается в раскрытии перед учеником не приятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)
- Разоблачение или выявление виновного
4. Приёмы со скрытым действием:
- Параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из учеников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося)
- Намёк (школьнику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию)
- Ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания)
- Мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)
- Ирония (выставляют провинившегося ученика в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности)
Успешно преодолевается педагогическая и социальная запущенность подростков с аддиктивным поведением, если формы и методы воспитательного воздействия дифференцируются в зависимости от конкретных условий жизни обучающегося.
Рекомендации для успешной работы с подростками, проявляющими отклоняющееся поведение [2]:
- Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
- Необходимо найти с подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами.
- Сила современного педагога в признании и уважении личности подростка, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира.
- Важно владеть методами и приёмами образовательно-коррекционной работы с трудными подростками.
- Особенно важно самому быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.- М.: Речь, 2004.- 388 с.
3.Остапенко Г.С. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением// Перспективы науки и образования.- 2014.- №1.- 54-60 с.
4. Сенченко Н.А. Социально-педагогическая помощь школьникам — представителям юношеских субкультур Сборник статей / Под ред. Б.В. Куприянова. — Кострома; 2004.
Ноябрь 2021