Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЕ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исина Елена Викторовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СШ №18»,
г.Смоленск.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Важнейшая задача образования — передача грядущим поколениям ориентиров и идеалов, основанных на духовных традициях русского народа». Эти слова подтверждаются задачами, поставленными в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения по духовно-нравственному воспитанию школьников.
В настоящее время в обществе растет понимание актуальности проблемы целостности в образовании. Мы видим, что наши дети все глубже уходят в мир виртуальной реальности и потребительства, теряют способность оценивать свое положение в окружающем мире, активно действовать в нем, утрачивают национальное самосознание.
Опора на национальную культуру, традиционное мировоззрение, основой которого является православная вера, может способствовать осознанию у наших учеников своего места в окружающем мире, поможет решить многие духовно-нравственные и гражданско-патриотические проблемы.
Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь школы особую одухотворенность.
Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках способствует:
·           приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;
·           помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей;
·           способствует их укоренению в детском уме и сердце;
·           вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
·           даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
·           способствует восприятию интереса к отечественной истории;
·           воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
·           вводит детей в круг основных православных традиций, показывает их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
·           способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпрепровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному.
Учитель начальных классов, имеет очень хорошую возможность проводить в своей деятельности, как систему уроков общей тематики, так и интегрированные уроки. Они способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Уроки православной культуры, закладывают фундамент нравственности и духовности, где складывается понимание, что такое Церковь Христова, икона, молитва, храм. Расширяются эти знания на других уроках в начальной школе.
Предмет «Окружающий мир» даёт большую возможность проводить интеграцию уроков основ православной культуры, чтения, изобразительного искусства, технологии.
Образовательное пространство выходит далеко за рамки урока. В процессе духовно-нравственного воспитания важно поставить ребенка перед необходимостью творить добро, помочь ребенку приобрести личный опыт, приложив к этому собственные усилия. Главное в такой деятельности – принести радость, душевное тепло людям.
Преподобный Серафим Саровский сказал: «Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом».
Очень важно в самом раннем возрасте посеять семена доброты, любви, милосердия и сострадания в душах наших детей, а хорошие плоды обязательно вырастут.
Ноябрь 2021