Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И ПАТРИОТИЗМА В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Зорина Марина Германовна,
учитель начальных классов
ГКОУ УР «Школа №47 для детей с ОВЗ»
г. Ижевск, Удмуртская Республика
Воспитание национального самосознания и патриотизма в детских объединениях туристко-краеведческой направленности
Поликультурное воспитание - это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Поликультурное воспитание детей осуществляют в трех направлениях:
1.информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей.).
2. эмоциональное воздействие - в процессе реализации важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства.
3.поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Процесс патриотического воспитания необходимо начинать с раннего возраста, прививая любовь к родителям, родному дому. По мере взросления ребенка нужно учить его с гордостью относиться к своей национальной принадлежности, знать родной язык, проявлять интерес к культуре и истории своего народа.
Успешность патриотического воспитания ребенка связана с развитием представлений о родной природе, доме, освоением культурного наследия родного края, эмоциональным взаимодействием с окружающими людьми.
Обращение к ценностям, накопленным в культуре народа, к его истории предполагает включение ребенка в культурно-историческое пространство.
Особая роль здесь принадлежит музею, который представляет своеобразную модель многомерного мира, где опыт рационального познания переплетается с чувственным. Именно они помогают приобщиться школьникам к историко-культурным ценностям своего народа, узнать о различных событиях истории родного края, и государства в целом, равняться на лучших его представителей, учиться на героических примерах наших великих предков.
В нашей школе организована музейная комната в виде «Удмуртской избы», которая в патриотическом воспитании детей школьного возраста является инновационной формой познания окружающего мира, потому что только когда проникнешься духом времени, можно понять какими были наши предки, что для них было важно и ценно, о чем были их мечты и думы.
Для того чтобы сформировать представления о культурных и народных традициях родной страны, в педагогике используются разные методы, такие как, беседа, наблюдение, создание специальных педагогических ситуаций, организация познавательной и исследовательской деятельности воспитанников, консультации, беседы с законными представителями ребенка.
В патриотическое воспитание, в рамках внеурочной деятельности по краеведению, входят тематические прогулки, экскурсий школьников. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, насыщенные, запоминающиеся образы. Так приходит любовь к родине, ее природе, истории, культуре, людям.
Развивая тему музейной педагогики и патриотического воспитания детей, мы с классом стали участниками республиканского проекта «Моя Удмуртия». В рамках которого, ученики изучали достопримечательности Вавожского района и посетили многие предприятия на данной территории. Познакомились с фольклорными ансамблями Вавожского района.
Быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на ее благо. Труд в природе имеет особую значимость, разнообразные природоохранные акции. Дети ежегодно изготавливают кормушки для зоопарка.
Внеурочная деятельность на базе в музейной комнаты помогает сформировать представления о «малой Родине», о людях, прославивших её. Те живые впечатления, которые дети получают на экскурсиях, становятся отправной точкой для более глубокого изучения культуры и традиций нашего народа.
Уникальность в работе нашей музейной комнаты в том, что не только дети, но и родители становятся участниками в решении задач и знакомятся с культурой удмуртского народа. Ребенок и родитель полноценные участники, соавторы: экспозиций, проектов, изделий, мероприятий.
Организуя работы в музейной комнате, я опиралась на принципы
-партнерство педагога, родителей и их детей
-единое понимание всеми участниками целей и задач музейной комнаты
-помощь, уважение и доверие со стороны родителей
Родители с удовольствием примеряли на себя роль экскурсовода и знакомили детей с национальной удмуртской кухней и старинной посудой. Дети с огромным вниманием слушали беседы о культуре и традициях удмуртского народа, слушали рассказы своих бабушек про национальную удмуртскую одежду и даже учились говорить на удмуртском языке самые простые слова.
Важная роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу своего народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах наших великих предков.
В музейной комнате проводились уроки памяти и бабушки нашего класса делились своими воспоминаниями и беседовали с учениками о ВОВ.
На тему памяти о погибших в годы ВОВ совместно с учителем и родителем написана исследовательская работа «Немка по национальности, русская по духу».
На занятиях в музейной комнате организована проектная деятельность. Дети подбирали экспонаты для выставки, оформляли экспозиции, что способствует стимулированию познавательной активности детей. Родители помогали оформлять детям презентацию своего экспоната, что способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.
А также в пространстве нашей музейной комнаты бабушки класса проводили мастер-класс учили детей мастерить игрушки своего детства и рассказывали разные легенды про удмуртский народ.
Ученики младших классов с нетерпением ждут и приходят на ежегодные новогодние мастер-классы от родителей. В прошлом году этот были: морской узел, свеча, бомбочка для ванны, новогодняя игрушка. Дети любят ходить на секцию не только к своему родителю, но ищут мероприятие по интересам.
Совместно с родителями на мастер-классах создаются изделия ткачества. В частности, представлено плетение на бердо налобной повязки для девочки. Дети учатся с родителями плести повязку, девочки старших классов уже сами плетут. Старшеклассники помогаю развивать музей и пробуют себя в качестве соведущего на школьных музейных выставка.
На базе музейной комнаты, благодаря сотрудничеству с родителями мы провели нашим ученикам много интересных музейных мероприятий: интерактивную игру «сказочные посиделки», на которых дети угадывали сказочные персонажа и участвовали в викторине «По страницам сказок».
Традиционно в музейной комнате проводились рождественские встречи, которые проводятся на свежем воздухе с играми - состязаниями. Дети очень любят соперничество с их родителями, в таких играх, которые заканчиваются чаепитием.
Кроме того, развивая ученики посещали городские музей и выставки: Музейно- выставочный комплекс имени М. Т. Калашникова, музей изобразительных искусств, библиотеку г. Ижевска.
Таким образом, школьная музейная комната играет огромную роль в воспитании таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию самостоятельности и социализации детей.
Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса переходят к позиции инициаторов и становятся активными участниками процесса.
В заключении хочется сказать, что туристско-краеведческое направление представляет собой систему мероприятий по патриотическому воспитанию. Все они направленных на познание историко-культурных корней, природного наследия, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, формирование чувства любви к малой Родине, эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут.
Воспитание патриотизма через туристско-краеведческую деятельность — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к туристско-краеведческой деятельности как форме патриотического воспитания детей.
Ноябрь 2021