Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

Маркова Светлана Павловна,
воспитатель,
ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»,
с. Великовечное
В ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» (далее Центр) работаю воспитателем с детьми в возрасте от 5 до 13 лет, оставшимися без попечения родителей, проходящими реабилитацию по причине нахождения семьи в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации или иным причинам. Все дети с разным уровнем физического, интеллектуального и психического развития, разного возраста. Практически все дети социально и педагогически запущены, имеют проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, эмоциональную нестабильность. Поэтому, одной из главных задач социальной реабилитации детей, находящихся в Центре, является восстановление психоэмоциональной стабильности через организацию творческой деятельности.
Чтобы творческая деятельность имела результат, она должна быть изначально положительно эмоционально окрашена. Занимаясь с детьми творческой деятельностью, педагог должен создать атмосферу творческого взаимодействия на основе оптимального уровня эмоционального напряжения. Никакое творчество не приемлет принуждения. Эмоциональное напряжение необходимый элемент творческого действия, который выражается в радостном ожидании успеха. Занимаясь творчеством, дети должны быть свободны в выборе своих действий. Педагог не должен навязывать свои замыслы. Здесь возможен только творческий союз между ребёнком и педагогом. Воспитатель должен чувствовать ребёнка, его своеобразие, помогать развивать художественно-эстетический вкус через гуманное (корректное) отношение к личности ребёнка и продукту его индивидуально-творческой деятельности. Через разнообразные педагогические методы и приёмы: эмпатию (сопереживание), одобрение, похвала, создание ситуаций успеха, поощрение и т.д.) Важно, чтобы ребёнок в процессе творческой деятельности получал удовольствие от работы, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей.
Занимаясь творчеством, дети не только развивают свои личностные качества, но и приобретают знания о предмете своего творчества, формируют свой инструментарий творческой деятельности: исполнительские умения и навыки. Чем лучше развиты умения и навыки, тем сложнее работы выполняют дети.
Давно доказано, что творчество развивает психические процессы (мышление, память, внимание, воображение), эмоциональную сферу, личностные качества детей: усидчивость, настойчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность. И что очень важно, для детей, попадающих в реабилитационные центры, занятия творчеством удовлетворяют потребность детей в признании, положительном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Уходят агрессия и тревожность. Положительный результат в деятельности радует ребёнка, помогает в самоутверждении, способствует социальной адаптации, становится источником сил для преодоления стрессовых ситуаций.
Ко мне в группу попадают дети не только подросткового возраста, но и малыши. Как показывает практика, у наших детей зачастую не развиты познавательные процессы, есть проблемы с речью, не развита моторика. Давно доказано, что уровень развития мелкой моторики напрямую связан с уровнем развития интеллектуальных способностей детей. Как отмечал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем … ребёнок умнее…». С детьми, требующими коррекционной работы, занимаются психологи, дефектологи, ну а я, через занятия по пластилинографии, могу помочь ребёнку развить его мелкую моторику. Что всегда полезно не зависимо от уровня её развитости. И это является ещё одной причиной почему, я занимаюсь с детьми пластилинографией.
Итак, занятия по пластилинографии решают следующие задачи:
1.    Развивают психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение;
2.    Развивают творческие способности;
3.    Развивают сенсомоторику (согласованность в работе глаз и рук, точность действий, координация движений);
4.    Развивают мелкую моторику рук (сила рук, согласованность движений рук, дифференцированность движений пальцев рук);
5.    Способствуют снятию мышечного напряжения и расслаблению;
6.    Рисование пластилином положительно влияет на нервную систему, что важно для детей, имеющих проблемы психологического характера.
Пластилинография – это один из новых видов в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» – имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, и «пластилин» – материал, при помощи которого реализуется замысел творческой работы.
Пластилинография (рисование пластилином) – это техника, которая не требует от детей особых возможностей, доступна в применении: для работы нужны простые и недорогие инструменты и материалы. Хороша тем, что доступна детям разного возраста.
Занятия по пластилинографии проводятся в несколько этапов
1.         Правила работы с пластилином:
a.         Вымой руки перед работой с пластилином.
b.         При смене цвета пластилина воспользуйся влажной салфеткой, не забудь протереть и стек.
c.         Следи, чтобы пластилин не падал на пол и не попадал на одежду.
d.         Пользуйся доской для лепки, не клади пластилин на стол.
e.         После работы разбери пластилин по цветам, убери его в специальную коробку для хранения.
f.          Убери рабочее место.
g.         Вымой руки тёплой водой с мылом.
2.         Знакомство с техникой пластилинографии.
a.         Технология нанесения пластилина на основу.
·          Отщипываем небольшой кусочек пластилина нужного цвета. Скатываем его пальцами в шарик.
·          Кладём полученный шарик пластилина у контура выбранной детали рисунка и придавливаем его к основе. Короткими мазками растягиваем пластилина от контура к центру детали, либо вдоль контура, так чтобы пластилин ложился тонким слоем. Толщина регулируется в зависимости от творческого замысла, может быть прозрачной, а может быть более плотной. Для того что получить тонкий слой необходимо перед началом работы тщательно размять пластилин в руках.
·          Если деталь рисунка имеет продолговатую и узкую форму, в этом случае нам необходимо шарик на доске для лепки либо между пальцами прямолинейными движениями удлиняя его раскатать, придавая ему цилиндрическую форму, необходимой толщины. Затем укладываем полученную «колбаску» на деталь слегка придавливая от контура к контуру либо размазывая подушечкой указательного или большого пальца. «Колбаску» можно раскатать до получения жгутика, который можно использовать для обозначения контура (силуэта) рисунка или выделения его деталей.
·          Наносим пластилин на рисунок, не выходя за его контур.
b.         Технологии смешивания разных цветов пластилина
·          Необходимо помнить об основных цветах: жёлтый, красный, синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Если смешать жёлтый пластилин с синим, получается зелёный пластилин. Если жёлтый с красным – оранжевый, если смешать красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
·          Для получения разнообразных оттенков используем следующий приём: несколько кусочков пластилина разного цвета, разминаем, перемешиваем в одном шарике и используем.
·          Смешивание пластилина ярких цветов с пластилином белого цвета, делает их более тусклыми, пастельными.
·          На картине изменение цвета детали, например, у основания более тёмный оттенок, у краёв более светлый – получаем с помощью нанесения поверх основного цвета пластилина другого цвета либо оттенка основного цвета детали.
3.         Практическая работа.
4.         Пальчиковая гимнастика.
5.         Практическая работа.
Структура занятий:
1.         Вводная часть.
Организационный момент, пальчиковая гимнастика.
2.         Основная часть.
Объяснение и практическая деятельность.
3.         Заключительная часть.
Подведение итогов.
Главная моя задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Для достижения этой цели я использую методы: наглядные, практические, словесные.
Наглядные методы:
·          показ способов работы, последовательности её выполнения. Показ должен быть чётким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое своё действие обозначаю словом. На каждом занятии показываю ребёнку способ выполнения задания;
·          показ образца.
·          анализ деятельности.
Практические методы:
·          на занятиях дети рисуют пластилином, осваивают приёмы «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы нанесения пластилина на рисунок.
Словесные методы:
·          объяснение способов нанесения пластилина на рисунок;
·          объяснение последовательности выполнения работы;
·          пальчиковые игры и упражнения.
Этапы создания работ:
·          подбор макета «рисунка» совместно с ребёнком;
·          подбор пластилина, смешивание цветов;
·          создание работ (рисуем пластилином «сверху – вниз», так чтобы руки не лежали рисунке, заполненном пластилином);
·          лепка мелких деталей. Декорирование.
Рекомендации по выполнению работ в технике пластилинографии:
·          во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
·          покрытие пластилиновой картинки частью плотного файла, обрезанного по контуру работы, продлит её «жизнь».
Обучать пластилинографии нужно в порядке от простого к сложному – начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.
При рисовании картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не следует, так как цвета получаются «серыми», не эстетичными.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают приём вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и приступить к «рисованию».
Способы нанесения пластилина на рисунок:
·          первый способ, когда картинку можно «раскрасить» разноцветными шариками, выполненными из пластилина;
·          второй способ, раскрасить картинку можно используя пластилин как краски, размазывая его по контурам рисунка пальчиком.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии детей. В зависимости от замысла фактура мазков может выглядеть шероховатой или рельефной. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами.
В процессе обучения детей пластилинографии важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять детям радость общения, познания, труда, отдыха.
Мои воспитанники регулярно принимают участие в творческих конкурсах, выставках в рамках учреждения, в сети Интернет. Призёры сертификационных конкурсов ССИТ разных уровней:
·          по Российской Федерации,
·          по Федеральным округам (ЮФО),
·          по Субъектам РФ (Краснодарский край).
Имею золотой сертификат соответствия, подтверждающий, что я вхожу во Всероссийском рейтинге педагогов учреждений социальной сферы в 10 % лучших.
Результаты творческой деятельности оформляем в форме буклетов. Делаем это ежемесячно. Что позволяет нам транслировать результаты нашей практической деятельности, фиксировать успех детей (ещё один стимул заниматься творчеством). Показывает наглядно результат образовательной деятельности не только коллегам, но и родителям несовершеннолетних.
Выводы.
Способность к творчеству присуща каждому человеку. Своевременно увидеть её и организовать деятельность ребёнка соответственно его потребности в творческой самореализации – основная задача педагога.
Этой задаче в полной мере соответствуют занятия пластилинографией. Пластилинография (рисование пластилином) – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Инструменты и материалы для работы с пластилином просты и не требуют больших затрат. Данная техника хороша ещё тем, что она доступна детям разного возраста, вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Литература:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в младшем школьном возрасте. СПб.,1997.
2. Аникина А.П. Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста / А.П. Аникина. – Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. С. 23-26. – URL
Ноябрь 2021