Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГИМНАЗИИ И ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Валова Наталья Александровна
учитель биологии
МБОУ «Гимназии №17»
Г. Нижний Новгород
Кошлокова Инна Вячеславовна
учитель географии
МБОУ «Гимназии №17»
Г. Нижний Новгород
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГИМНАЗИИ И ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Образование ценилось во все времена. Оно является одним из важных условий развития общества и экономики. Современная школа должна постоянно меняться, чтобы удовлетворять требованиям государства. Обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличаются динамизмом, мобильностью, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. И одно из условий реализации этих задач – использование традиций и опыта сотрудничества с ВУЗами.
Сотрудничество – это совместно распределенная деятельность представителей различных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности.
В чем обоюдная заинтересованность в сотрудничестве? Зачем это школе? В качестве ответов об интересах мы приведем скорее идеальную картину.
1.    Школа заинтересована в том, чтобы не потерять «связь» с ВУЗом. Не «оторваться далеко», чтобы ребята, пришедшие на первый курс могли продолжить естественным образом обучение, а не оказаться перед пропастью «недостаточных знаний».
2.    В ВУЗах богатая материально-лабораторная база, которая может быть использована для обучения школьников.
3.    Партнерские отношения с ВУЗом, через разнообразные формы, поднимают престиж школы, делают ее более привлекательной в глазах партнеров и родителей.
4.    Любая работа ВУЗа для школьников, безусловно, возможность PR для конкретного ВУЗа, чтобы в последствии школьники сделали выбор именно в его пользу. И это, пожалуй, главный мотив.
Школа и ВУЗ должны научиться слышать друг друга и выработать формы сотрудничества, которые позволят решить основные задачи.
Наше общеобразовательное учреждение сотрудничает:
1.    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ).
2.    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» (НГСХА).
3.    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (НГПУ).
4.    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (НГЛУ).
В современных условиях основным направлением взаимодействия ВУЗов со школами является взаимодействие через разные формы работы, которые весьма многообразны. Многие из них имеют устойчивость и традиционный характер.
В целом, взаимодействие школы в той или иной форме обеспечивает непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования и направлена на:
‒      обеспечение углубленного уровня подготовки;
‒      развитие творческих способностей учащихся в соответствии с их интересами и наклонностями;
‒      получение основ профессиональной подготовки по специальностям ВУЗов.
Рассмотрим формы взаимодействия МБОУ «Гимназия №17» с ВУЗами.
Организация конференций и олимпиад. Вузы обычно имеют богатый опыт проведения олимпиад и научно-практических конференций (далее НПК). Безусловно, любые интеллектуальные соревнования, имеют глубочайший образовательный результат. Кроме того, если говорить про старшеклассников, то они могут по результатам участия получить бонусы при поступлении. Ежегодно на базе НГСХА проходит научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ в рамках олимпиады «Молодые таланты – аграрной науке», где принимают активное участие учащиеся МБОУ «Гимназия №17» с научными докладами.
Не меньший интерес у школьников вызывают олимпиады, проводимые ВУЗами: Университет им. Н.И. Лобачевского – «Будущие исследователи – будущие науки», Высшая школа экономики – «Высшая проба», Мининский университет – предметные олимпиады (география, биология, экология, химия и др).
В последнее время набирают популярность различные формы соревнований, реализованные в сети Интернет – «Юные таланты», «Турнир им. М.В. Ломоносова».
1.    Подготовительные курсы. Это наиболее популярная формы работы ВУЗа со школьниками, направленная, как правило, на предметную подготовку. А в последнее десятилетие – на подготовку к ЕГЭ. Как известно, существует несколько не исключающих друг друга способов подготовиться к грядущим ЕГЭ:
‒      можно положиться на школьных учителей;
‒      заниматься с репетитором;
‒      поступить на подготовительные курсы в одну из множества высших школ нашего города.
Часто встречается заблуждение, что идти на подготовительные курсы нужно только в тот ВУЗ, в который планируешь поступать. Но, учитывая, что поступление в высшую школу зависит только от результатов ЕГЭ, вполне разумно выбирать курсы, руководствуясь уровнем знания вузовскими преподавателями школьного стандарта и особенностей сдачи единых государственных экзаменов. У учащихся нашей гимназии наиболее востребованными являются: Университет им. Н.И. Лобачевского, Высшая школа экономики, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, Мининский университет.
2.     Каникулярные школы. Многие ВУЗы (дети выбирают Мининский университет, Высшую школу экономики) предлагают каникулярные школы – выход для тех, кто хотел бы усовершенствовать свои знания в какой-либо области, однако при этом в течение учебного года у него (неё) по каким-то причинам нет на это времени, кроме того подготовка к олимпиадам и ГИА. Такие формы не ограничиваются работой лишь с выпускными классами, а привлекают ребят, начиная с 5-7 класса. Предметное содержание направлено на расширение и углубление школьных курсов.
3.    Профориентационная работа. Основная задача профориентационной деятельности – знакомство с интересующими направлениями подготовками и специальностями [2, С. 166].
Проблема выбора профессии всегда была одной из основных, а в настоящее время стала очень актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. У школьников возникает потребность в самовыражении, в позиционировании себя как «личности», они задумываются о своем положении в обществе, о дальнейших планах, о том, кем хотят стать. Школьники о многих профессиях имеют очень мало информации, да и традиционные профессии претерпевают всяческие изменения. С помощью профориентации можно помочь школьникам сделать выбор с учётом их индивидуальных данных [4, С. 92].
Разобраться в многообразии профессий школьникам помогает сотрудничество школы и ВУЗа. Сюда относятся, во-первых, проведение традиционных Дней открытых дверей в ВУЗе, во-вторых, мастер – классы в формате интеллектуальных мероприятий (квест, форум, викторина, брейн-ринг и др.) проводимые в стенах ВУЗа и школе [3, С. 83]. Например, Университет им. Н.И. Лобачевского – деловая игра «Траектория», биологический форум «Мотив», Российский государственный университет правосудия – географический марафон, Мининский университет – интеллектуальный конкурс по географии, конкурс «Моя профессия – мое будущее».
4.    Работа с педагогами. Это особое направление работы. Как правило, ВУЗы могут предложить демонстрацию, способов и методов работы со специальным лабораторным оборудованием. Кроме того, популярным являются программы повышения квалификации (например, Мининский университет, предлагает множество программ).
Таким образом, все рассмотренные формы взаимодействия гимназии и ВУЗа способствуют формированию у школьников навыков научно-исследовательской деятельности, профессиональной ориентации, сознательного выбора будущей профессии, и формированию творческой всесторонней и профессионально ориентированной личности. Считаем, что результаты нашего сотрудничества высоки: обеспечивается непрерывность и преемственность среднего и высшего образования, повышается образовательный уровень учащегося и расширяется диапазон развития его личности.
ЛИТЕРАТУРА
1.    Дорожко С.В. Профориентационная работа – одна из составляющих педагогической работы в школе и ВУЗе / С.В. Дорожко // Сборник статей «Инновационные механизмы эффективного образования». – Ставрополь: Издательсво «АГРУС», 2014. – С. 91-95.
2.    Илюхина Н.А. Профориентационная работа ВУЗов со школьниками: новые возможности традиционных форм / Илюхина Н.А. // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология, Искусствоведение. – 2016. – № 4 (6). – С. 83-88.
3.    Сардушкина Ю.А. Взаимодействие школы и ВУЗа как средство повышения результативности профориентационной работы / Ю.А. Сардушкина // Психология и педагогика. – 2013. № 4. – С. 165-173.

Ноябрь 2021