Высшая школа делового администрирования
Конференции

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Бикбаева Жанна Петровна
воспитатель
МА ДОУ детский сад №27
г. Мончегорск Мурманская область
Кириленко Людмила Евгеньевна
воспитатель
МА ДОУ детский сад №27
г. Мончегорск Мурманская область
Воспитание начал гражданственности – одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, любви к родному городу, дому необходимо правильно сформировать в ребенке чувство любви и уважения к окружающим его людям, семье, друзьям. Знакомство с правами ребенка, с устройством своего государства, с историей родного края нужно начинать уже в самом начальном учреждении образования, а именно в детском саду. В рамках гражданского воспитания происходит знакомство дошкольников с культурой своей страны, с ее традициями и обычаями. Дети овладевают понятием сообщество - семья, друзья, группа. Формируя у детей созидательное отношение к общечеловеческим ценностям: человеку, природе, культуре, мы определяем его место в окружающем мире.
Таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.
Методы, приемы и формы патриотического воспитания определяются возрастными особенностями дошкольников. Дидактические и ролевые игры, познавательная и художественная деятельность, двигательная активность сменяют и дополняют друг друга, образуя цепочку включения всех анализаторов, многообразия повторений, необходимых в этом возрасте. Из этого складывается система нашей работы.
В своей работе мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания ребенка-дошкольника. Это и прогулки по родному городу, и беседы, и наблюдения, побуждающие к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной). Практикуем разные формы приобщения дошкольников к народному искусству. Таких, как чтение литературных произведений - народных сказок, пословиц, поговорок, закличек, потешек.
Хорошо известно, что среди всех видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Народные игры учат ребенка тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям лучше ориентироваться и во временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.
Для этого ежегодно мы проводим такие обрядовые праздники, как: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки», «Проводы зимы». Знакомим детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа, укрепляем связь между поколениями, развиваем чувство принадлежности и уважения к русскому народу, народам севера, другим народностям, населяющим нашу многонациональную страну. Такие мероприятия объединяют родителей, педагогов и детей, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество.
Также способствуют воспитанию интереса к культуре своей страны, расширению знаний о многообразии традиций, организуемые в нашей группе проекты гражданско-патриотической направленности.
Так в средней группе мы с детьми организовали проект «Такая разная матрешка». Задачами, которого были - знакомство с народной игрушкой – матрёшкой, формирование эмоциональной отзывчивости на восприятие деревянной матрешки, как к сувениру - символу дружбы, любви и согласия русского народа; воспитание любви к народному искусству.
В ходе проекта мы подбирали литературу – стихи, потешки, загадки, рассказы и сказки про матрешку, вместе с детьми придумывали и оформляли игры: «Собери матрешку», «Укрась матрешку», «Где матрешка?». Красочная мультимедийная презентация познакомила детей с Музеем матрешки, где дети увидели, как и где рождаются матрешки, удивились их разнообразию. Подключили к проекту и родителей. Они проявили свои таланты и сшили заготовки матрешек из белой ткани, а затем в творческой мастерской вместе с детьми расписывали их. Теперь стены нашей группы украшает выставка «Матрешки своими руками», а в группе создан мини-музей «Матрешки». Завершающим мероприятием проекта стал фольклорный праздник «Матрешки - потешницы», где свои творческие способности раскрыли и педагоги, и дети, и родители.
В старшей группе был реализован проект «Город в красивой тундре», который был направлен на формирование у детей чувства любви, патриотизма к своей малой родине, к своему родному городу. Мероприятия в рамках проекта способствовали расширению представлений о достопримечательностях города, о названиях улиц, его исторических памятниках, истории, о героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества. В ходе проектной деятельности с детьми проводились беседы, занятия, игры, организовывались экскурсии, встречи с интересными людьми, с родителями, которые знакомили детей со своими профессиями. Результатом проекта стало оформление альбома «Город в красивой тундре», коллекция уникальных видовых открыток разных лет и выставка творческих работ детей и родителей «Любимый сердцу уголок».
В подготовительной к школе группе для приобщения детей к культуре саамов - коренного народа, населяющего наш край, был создан проект «Край наш Севером зовется», задачами которого стало - приобщение детей к уникальной культуре народности саамы, к их истории, традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. В ходе проекта мы с детьми рассматривали картины и иллюстрации по теме, читали саамские сказки и былины. Провели ряд занятий на тему - «Саамы – жители Кольского Заполярья», «Северный олень», «Праздник Севера», на которых воспитанники познакомились с историческими видами деятельности саамов – оленеводство и рыболовство. С помощью ИКТ дети наглядно увидели особенности одежды и обуви саамов, узнали народные игры и игрушки, в которые играли и играют маленькие саамы, познакомились с орнаментом, украшавшим одежду, жилище и игрушки, узнали герб саамов. Совместно с родителями мы организовали экскурсию в Краеведческий музей города, где оформлена кувакса – переносное жилище саамов, и дети смогли наглядно увидеть особенности быта северного народа. Результатами проекта стало оформление альбома «Саамы – жители Кольской земли» и показ городского занятия «Красота саамской земли» с элементами театрализованной деятельности по мотивам саамской сказки «Гирвас – северный олень».
Разнообразные виды деятельности, включенные в повседневную жизнь детского сада, позволяют развивать в детях патриотические чувства и закладывают в них основу нравственного воспитания.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Академик Д. С. Лихачёв говорил «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Поэтому так важно уделять вопросам гражданско-патриотического воспитания особое значение, начиная с младшего дошкольного возраста.
Список литературы
1. «Чего начинается Родина» под редакцией Л.А. Кондыревой
2. Буре Р. С. «Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности» // Дошкольная педагогика № 8 2007
3. Н. В. Елжова «Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении»

Ноябрь 2021