Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Потапов Алексей Валентинович,
учитель физической культуры,
МБОУ «СОШ №2 им. С.И. Подгайнова
г. Калининска Саратовской области»,
г. Калининск.
Особенности организации занятий физической культурой, способствующие развитию социальной компетентности школьников
Безусловно, социальная компетентность сложное образование, она включает в себя не только много знаний, умений, но и способности применять их в самых различных, порой проблемных ситуациях.
Какие же особенности организации занятий физической культурой, способствующие развитию социальной компетентности школьников мы можем рассмотреть. С.Л. Рубинштейн писал: «Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опору в его переживании».
Отсюда одной из важнейших задач педагога является правильная организация занятий, которые предусмотрены учебной программой по физической культуре.
Результатом нашего исследования стала разработка занятий физической культурой со старшеклассниками. Цель организации занятий заключалась в том, чтобы обеспечить условия, которые в наибольшей степени содействовали бы развитию социальной компетентности школьников.
Разработанный учителями план-программа состояла из 4-х пунктов, каждый из которых был ориентирован на развитие способностей школьников.
1. Положительная мотивация к урокам.
Основные задачи: создание благоприятного психологического климата на учебных занятиях; формирование положительного отношения учащихся к содержанию, формам и видам двигательной активности на уроках физической культуры. Включение учащихся в учебный процесс будет наиболее эффективным, если опираться на субъективный опыт учащихся, на актуализацию уже сложившихся у школьников ранее позитивных установок, которые необходимо укреплять и поддерживать. Важно, что в ходе обучения складываются отношения сотрудничества как между самими ребятами, так и между педагогом и учащимися.
Занятия строятся с учетом принципов свободы выбора, обратной связи, сотрудничества. Предпочтительно разнообразие форм и видов учебных занятий.
Только в условиях предоставления учащимся выбора форм и видов двигательной активности, выбора уровня трудности, времени и срока выполнения заданий происходит быстрое принятие учениками поставленных учителем задач и его требований. Ситуации выбора способствуют созданию благоприятного социально-психологического климата на уроке, успешному решению конфликтов, позволяют учителю получить основную информацию об уровне актуальных возможностей, определить различие или отсутствие интереса к тем или иным видам деятельности, выявить готовность к сотрудничеству, что позволяет скорректировать последующие задачи с учетом возможностей учащихся.
Отсюда возрастает активность занимающихся, т.к. они выбирают те задания, которые вызывают положительные переживания прошлого опыта.
Итогом можно считать обеспечение у учащихся эмоционально-положительного отношения к занятиям и становление учащихся субъектами выбора.
2. Достижение целей и задач.
Формирование готовности к преодолению всевозрастающих трудностей тесно связано с формированием учащимися причинных схем, то есть схем объяснения ими своих успехов и неудач.
Необходимым компонентом работы педагога ставится деятельность по формированию у школьников уверенности в себе, стремления прилагать усилия для достижения поставленных целей.
Решение данной задачи тесно связано с организацией самостоятельной работы школьников на уроках, так как только в процессе самостоятельной работы они способны осознать трудности, которые возникают у них при достижении цели, настроится на преодоление этих трудностей.
Самостоятельная работа школьников в свою очередь должна проходить под руководством педагога, способного оказать им любую поддержку. В самостоятельной работе учащихся, индивидуальной или групповой, роль педагога часто меняется: консультант, помощник, организатор и руководитель.
Принцип индивидуализации, сотрудничества, обратной связи, достижения индивидуальной или групповой работы является здесь ведущим.
Появление у юношей стремления к достижению групповых и индивидуальных целей, стремление к сотрудничеству, формирование уверенности в себе является главным итогом.
3. Личностно-значимый результат деятельности
В качестве личностно-значимого результата деятельности юношей выступает спортивное упражнение. За выполнение данного упражнения занимающиеся получали оценки на уроках и могли выполнить его в общешкольном спортивном комплексе – состязании, посвященном Дню защитника Отечества.
Участие в самостоятельной подготовке ставит учащихся в такие условия, которые требуют от них проявления более высокой активности, инициативности и ответственности за результаты деятельности.
Ведущими принципами являются принципы сотрудничества, свободы выбора, связи обучения с практикой, психологической поддержки.
Успех подготовки упражнения зависит и от практической помощи учителя ученику в частности это помощь в разрешении возникающих конфликтов и трудностей в выполнении упражнений. В связи с этим педагог должен помочь школьникам осознать, что результаты их деятельности следует рассматривать как определенный этап, как возможность постановки новых целей для достижения более высоких результатов.
Направленность учащихся на достижение значимых результатов деятельности, переживание ими как своих успехов, так и неудач является тем эмоционально-насыщенным фоном протекания деятельности, который способствует решению различных ситуаций и проблем в данном вопросе.
4. Самореализация и самосовершенствование в процессе уроков физической культуры
Задачи: помощь учащимся в развитии своих возможностей средствами физической культурой; самореализация учащихся в ходе учебных занятий.
Готовность школьников для достижения целей является главным фактором их саморазвития. Учащиеся должны перейти от роли обучаемых к роли обучающих.
Занять новую позицию взрослого, отвечающего за свою деятельность, является показателем взросления, без которого невозможно саморазвитие. В рамках нашей работы, занимающиеся, во-первых, включались в проведение учебных занятий, то есть выполняли роль инструкторов; во-вторых, осуществляли планирование своей деятельности; в-третьих, принимали участие в планировании самостоятельных заданий как в урочное, так и во внеурочное время; в-четвертых, являлись организаторами и участниками проведения спортивных мероприятий. В этот моменте очень важна ориентация педагога на принципы дифференциации, что позволяет выстроить работу с учетом актуальных и потенциальных возможностей предпочтений учащихся.
В ходе учебных занятий было отмечено формирование активно-положительного отношения к урокам физической культуры, стремление к достижению поставленных целей. 75% юношей, отмечали, что занятия способствовали повышению уверенности в себе, вере в свои возможности, повышали интерес к творческой деятельности. Одновременно они указывали, что подготовка вместе с преподаванием упражнений и выступления требуют большой самоотдачи, проявление ответственности, инициативности, сотрудничества и взаимоподдержки, а также формированию у них осознанного отношения к тем требованиям, которые выдвигаются в ходе занятий физической культурой.
Сама жизнь учит ребенка формальным и неформальным правилам взаимодействия, создает проблемные ситуации, которые он сам, так или иначе, разрешает. Но когда такое спонтанное развитие социальной компетентности сопровождается обучением его, например, на уроках физической культуры, он приобретает поистине бесценный ресурс жизненной ориентации.
Список литературы
1. Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2017.
2. Шаронова С.А. Компетентный подход и стандарты в образовании (сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социол. исслед., 2008. №1.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва «Народное образование», 1998.
4. Астапович Л.В. Социальная адаптация подростков. Минск «Красико-Принт», 2008.
5. Прямикова Е.В. Социальная компетентность школьников. Социология образование. 2009.
Ноябрь 2021