методист,
ОГАОУ ДПО «БелИРО» Краснояружский ММЦ,
Белгородская область, п. Красная Яруга
Артеменко Татьяна Викторовна,
методист,
ОГАОУ ДПО «БелИРО» Краснояружский ММЦ,
Белгородская область, п. Красная Яруга
Здоровцова Галина Ивановна,
методист,
ОГАОУ ДПО «БелИРО» Краснояружский ММЦ,
Белгородская область, п. Красная Яруга
К вопросам физического воспитания во все времена относились достаточно серьёзно как в общегосударственном масштабе, так и в отдельных образовательных учреждениях. Так, в настоящее время в Российской Федерации действуют Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О физической культуре и спорте», реализуются концепции развития дополнительного образования детей, долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, внедрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Но
в то же время проблема физического развития детей и, в свою очередь, проблема их заболеваемости остаётся острой и по сегодняшний день. Учёные, педагоги, медики разрабатывают современные технологии повышения уровня физической подготовленности детей, их двигательной активности, профилактики хронических заболеваний, формирования здорового образа жизни.
На наш взгляд, решение проблемы немыслимо без определения методологических аспектов физического воспитания детей, составляющих основу всего процесса физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста. Почему мы обратили внимание именно
на дошкольный период в развитии ребёнка? Прежде всего, этот период является сензитивным в плане развития отдельных физических качеств и физических способностей, во-вторых, в это время у ребёнка закладывается фундамент поведения, образа жизни, привычек. И то, что мы «заложили»
в ребёнка в это время, будет иметь большое значение в его дальнейшем развитии. Очень часто при рассмотрении проблемы физического воспитания детей обращают внимание на детей начальной школы, говоря о гиподинамии, увеличении нагрузок, об отсутствии необходимых двигательных режимов и т. п. Но обращается недостаточное внимание на то, что приходят дети в первый класс именно из детских садов, где и должны закладываться основы двигательных режимов, прививаться навыки здорового образа жизни, формироваться ценностное отношение к физической культуре и спорту. Ведь, по статистике, дети старшего дошкольного возраста уже имеют значительные отставания в физическом развитии и физической подготовленности [7, с. 42].
Поэтому и возникает противоречие между необходимостью физического воспитания и опытом решения задач физического воспитания
на современном этапе развития общества, которое проявляется в ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей до школьного возраста.
Проанализировав научно-методическую литературу по изучаемой проблеме, мы определили основные научные подходы к решению вопроса физическо го воспитания детей дошкольного возраста.
Многие педагоги, психологи, философы обращали своё пристальное внимание на физическое воспитание детей разного возраста. Так, Н. К. Крупская рассматривала физическое воспитание детей как задачу первостепенной важности. А. В. Кенеман убедительно раскрывает важность формирования двигательной культуры с раннего детства, доказывая, что именно в физических упражнениях развивается подвижность нервных процессов. Именно А. В. Кенеман разрабатывает научную основу и значительно углубляет методические подходы к физическому воспитанию. А. И. Быкова, разрабатывая проблему развития движений дошкольников, обосновала и раскрыла процесс обучения детей движениям: его значение, содержание, организацию и методы. Она под- черкнула воспитывающий характер обучения, его своеобразие, которое она видит в тесной связи
с игрой. Одной из первых работ по формированию двигательных навыков
у детей является исследование Д. В. Хухлаевой, определившей значение соотношения методических приёмов обучения в формировании двигательных навыков у детей 6–7 лет [5; 6; 9].
Мы согласны с мнением Д. В. Хухлаевой о том, что отбор содержания материала для физического развития детей должен осуществляться на основе общих принципов физического воспитания.
1. Принцип развивающего обучения, который заключается в том, что предлагаемые упражнения должны опережать имеющийся уровень физического развития.
2. Принцип воспитывающего обучения предполагает во время обучения физическим качествам решение не только образовательных задач, но и воспитательных.
3. Принцип всесторонности обеспечивает проявление физических качеств в разнообразных видах деятельности.
4. Принцип систематичности обеспечивает определённую последовательность и взаимосвязь в содержании материала.
5. Принцип сознательности и активности детей. Данный принцип предполагает, что дети во время занятий физическими упражнениями должны проявлять сознательное отношение к ним, проявлять свою активность, что воспитывает их самостоятельность и обеспечивает прочность усвоения материала.
6. Принцип индивидуального подхода основывается на том, что необходимо учитывать разный уровень развития двигательных качеств
7. у детей и проявлять дифференцированное отношение в подборе упражнений и заданий [5, с. 74].
Проанализировав разные подходы к физическому воспитанию детей, можно заключить, что физическое воспитание – это есть организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее, морфологическое и функциональное совершенствование организма, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков и умений.
Концептуальные направления физического воспитания детей дошкольного возраста способствуют уточнению теоретической базы воспитания детей в условиях дополнительного образования [4, с. 121]. Они опираются на следующие принципы:
– человек как целостное социобиологическое существо совершенствует своё интеллектуальное, гражданское, нравственное, практическое и физическое бытие;
– ребёнок потенциально способен осваивать ценности физической культуры и спорта;
– необходимо использовать все формы физической культуры и спорта как потенциал эффективного физического воспитания детей [1, с. 26].
Современный процесс физического воспитания детей дошкольного возраста как любое целостное педагогическое явление имеет не только цель и задачи, но и структуру, состоящую из целевого блока, организационно-содержательного и оценочно-результативного (см. таблицу).
Поскольку все элементы структуры отражают отдельные стороны одного процесса, который в целом един и лишь условно может рассматриваться
с отдельной позиции, их взаимозависимость неоспорима [8, с. 25].
Таблица
Структура физического воспитания детей дошкольного возраста
Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста
Целевой блок
Организационно-содержательный блок
Оценочно-результативный
цель
задачи
управляющий компонент
критерии
принципы
деятельностный компонент
показатели
концептуальные
психолого-педагогические условия
уровни
подходы
Результат: воспитание здорового, физически развитого, жизнерадостного ребёнка
Целевой блок реализует прогностическую функцию, которая определяет ориентиры в организации физического воспитания детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
Цель, задачи и основные принципы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста мы рассмотрели выше, а сейчас рассмотрим основные концептуальные подходы. Мы считаем, что теоретико-методологической основой целевого блока в структуре физического воспитания детей является личностно-ориентированный и дифференцированный подходы, а также в связи с особенностями системы дополнительного образования – социально-педагогическая поддержка. Представленные подходы взаимодополняемы и помогают проводить комплексное решение проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования.
Сегодня система дополнительного образования располагает большими возможностями в раскрытии у ребёнка потенциальных возможностей и способностей, по сравнению с другими образовательные системами.
В основе деятельности всей системы дополнительного образования лежит интерес ребёнка, который определяет содержание, формы, методы образования. Само дополнительное образование меняется в зависимости
от потребностей и интересов детей, родителей, поэтому в учреждении дополнительного образования не только педагог влияет на развитие индивидуальности ребёнка, но и сама система.
Организационно-содержательный блок обеспечивает содержательное наполнение процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования. Этот блок состоит
из следующих компонентов: управляющий, деятельностный компоненты и психолого-педагогические условия.
Управляющий компонент включает в себя требования к программно-методическому обеспечению (образовательным программам, учебным материалам, электронным пособиям и т. п.); к профессиональной компетенции педагогов (к уровню их образования, к системе повышения квалификации,
к уровню общей культуры и культуре речи); к материально-техническому обеспечению (спортивные залы, бассейны, спортивное оборудование, инвентарь и т. п.) и в целом к организации физического воспитания
в учреждении дополнительного образования.
Деятельностный компонент включает в себя методы, средства, формы организации; программно-методическое наполнение процесса физического воспитания, а также систему взаимодействия с семьёй и дошкольным образовательным учреждением.
В связи с тем, что организация физического воспитания требует знаний не только его сущности и структуры, но и тех глубинных закономерностей, на основе которых должно осуществляться физическое воспитание, мы включили в структуру организационно-содержательного блока модуль «Психолого-педагогические условия», который определяет и направляет действия педагога на развитие физической активности детей и формирование опыта двигательной деятельности.
Оценочно-результативный блок структуры представляет собой совокупность определённых критериев, таких как физическая подготовленность, формирование знаний в области физической культуры, эмоционально-ценностное отношение детей к занятиям физической культурой, и следующих показателей: уровень физического развития и сформированность двигательных навыков; уровень освоения знаний; сформированность потребности в занятиях физической культурой, которые в целом позволяют определить степень достижения поставленной цели в воспитании здорового, жизнерадостного, физически развитого ребёнка.
Для эффективной реализации организационно-содержательной составляющей процесса физического воспитания базовую часть программы должны составлять игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол) с вариативной (оздоровительной, образовательной, тренировочной) направленностью. Вспомогательную часть программы должны составлять элементы двигательной активности: плавание, гимнастика, подвижные игры, эстафеты.
Таким образом, мы решим вопрос развития основных физических качеств у детей дошкольного возраста: силы, ловкости, выносливости, быстроты, гибкости и координации.
На всех этапах обучения необходимо решать воспитательные задачи и предполагать систематическое участие не только в воспитательно-образовательном процессе, но и в физкультурно-массовых мероприятиях и спортивных соревнованиях. Для снятия психоэмоционального напряжения с детьми проводить игры на развитие эмоционального интеллекта, сенсорики, использовать элементы психогимнастики.
Вашему вниманию мы предлагаем практические рекомендации по совершенствованию процесса физического воспитания детей дошкольного возраста:
– необходимо выработать единые подходы и требования к организации процесса физического воспитания детей дошкольного возраста как на уровне отдельного учреждения, так и на уровне региона в целом;
– повышать мотивацию у родителей к занятиям физической культурой и спортом;
– способствовать систематическим занятиям детей физической культурой, спортом; участию в физкультурно-спортивных мероприятиях;
– формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни и осуществлять его пропаганду с дошкольного возраста;
– способствовать комплексному развитию качеств, определяющих индивидуальную физическую подготовленность человека; формировать все компоненты физической культуры: культуру здоровья, культуру телосложения и двигательную культуру.
Безусловно, система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым [3]. Именно в рамках этих блоков осуществляется основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей.
Список литературы
1. Варфоломеева З. С., Максимихина Е. В., Шивринская С. Е. Формирование физической культуры личности старших дошкольников
2. в условиях реализации инновационных моделей физического воспитания: теория и практика. М.: Флинта: Наука, 2012. 191 с.
3. Дарданова Н. А. Обновление физического воспитания старших дошкольников на этапе подготовки к школе // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2012. № 5 (87). С. 34–38.
4. Дейч Б. А., Кучеревская М. О. Дополнительное образование детей как профессиональная педагогическая деятельность: монография. Новосибирск: НГПУ, 2014. 148 с.
5. Качановский А. Ю. Становление физического воспитания в условиях дополнительного образования // Среднее профессиональное образование 2011. № 10. С. 64–65.
6. Кенеман, А. В., Хухлаева, Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1985. 272 с.
7. Пащенко Л. Г. Организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 115 с.
8. Столяров В. И. Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы). М.: Автор. 2013. 307 с.
9. Шебеко В. Н. Формирование личности ребёнка дошкольного возраста средствами физической культуры: автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.02. М. 2011. 50 с.