Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Лобанова Наталья Валерьевна,
заместитель директора,
Попогребская Ирина Валерьевна,
тьютор,
МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»,
Г. Старый Оскол
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В настоящее время решение задач гражданско-патриотического воспитания должно основываться на принципиально новых подходах к работе с детьми, где особая роль принадлежит самостоятельному поиску знаний и изучению новых фактов. Одним из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания является метод проектов, основу которого составляет активная, самостоятельная, творческая, исследовательская деятельность детей. Сегодня проектная деятельность рассматривается как современная образовательная технология, как одно из эффективных средств личностного самоопределения обучающихся. Проектная деятельность предоставляет полную свободу выбора форм, методов исследования, разработки прикладных материалов, что определяет необходимость творческого подхода к участию в проектах. Ни одна деятельность так ярко, всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьника, как проектная.
Детское и подростковое проектирование - альтернатива пассивным, назидательным формам работы с детьми, это прекрасное и весомое дополнение к традиционным формам обучения и воспитания.
Дополнительное образование открывает широкие возможности для детского и подросткового проектирования.
За последние 14 лет особой популярностью у школьников Старооскольского городского округа Белгородской области пользуется военно-патриотический проект «Аты-баты…», координатором которого является Центр дополнительного образования «Одаренность».
Проект «Аты-баты…» реализуется ежегодно с 1997 года и посвящен важным событиям и памятным датам нашего государства. Данный проект ориентирован на юношей 8-10 классов. В ходе Проекта участники выполняют различные задания и участвуют в различных мероприятиях и активностях, таких как: конкурсах творческих и мультимедийных презентаций, публичных презентаций исследовательских работ, создании путеводителей по местам воинской славы, исторических викторинах и квестах, брейн-рингах, создании альбомов, буклетов, логотипов, конкурсах патриотической песни, военно-спортивных праздниках и др.
Основными задачами проекта являются: развитие образовательных, социальных, личностных и коммуникативных компетенций учащихся; популяризация службы в рядах Российской Армии; развитие творческих способностей учащихся; повышение интереса к военной истории, литературе. За 14 лет в Проекте приняли участие около 650 школьников.
На протяжение этих лет проект частично менял свою структуру, формы реализации, имел различную тематику, но неизменно был направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, формирование духовно-нравственных основ личности.
2017-2018 - «Аты-баты. История одного подвига», посвященный 75-й годовщине Победы в Курской битве.
2018-2019 - «Герой нашего времени», посвященный 30-летию вывода советских войск из Афганистана.
2019-2020 – «Памяти павших – будем достойны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне», посвященный 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
2020-2021 – «Аты-баты. Юность. Отвага. Честь», посвященный 428 годовщине основания г. Старый Оскол.
2021-2022 – «Память сквозь поколения», посвященный 10 годовщине со дня присвоения г. Старый Оскол Почетного звания «Город воинской славы».
В основе реализации проекта «Аты-баты» лежат следующие виды деятельности: исследовательская, интеллектуальная, творческая, спортивная.
Исследовательская деятельность участников проекта связана с реализацией школьниками исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт. Результатами исследовательских этапов в реализации проекта в разные годы стали исследовательские работы участников по темам: «Время выбрало нас!», «Мои земляки - герои Курской битвы», «Дети войны», «Долгая память» и др.
Подростковый возраст — это период интенсивного формирования интеллекта. В этом возрасте активно идет процесс познавательного развития. Подростки относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста — это умение оперировать гипотезами. В рамках проекта «Аты-баты» школьники стали участниками интеллектуального квеста «История одной битвы», викторины «Имена Победы», брейн-ринга «Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны».
Творческая деятельность обучающихся является в данном случае одним из видов работы, где возможна встреча взрослого и подростка, развитие их отношений в процессе совместного творчества, в результате которого подросток овладевает определенным способом взаимодействия со взрослым. Творческая деятельность предполагает открытие чего-то нового, неизвестного. Творческая деятельность невозможна без осознания цели поиска, без воображения и эмоций, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску.
Результатами реализации творческих этапов проекта стали: фотовыставка «Фотогалерея доблести», «Книга памяти «О подвигах, о доблести, о славе!», публичная презентация «Музей семейной реликвии», конкурс инсценированной песни «Военная песня – гордость Отечества», создание путеводителя «Старый Оскол – город воинской славы» и др.
Организация военно-спортивной деятельности в ходе проекта направлена на обеспечение необходимого уровня физической подготовки подростков для службы в армии, укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни, гармоничное физическое и духовное развитие, воспитание воли, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, выдержки и самообладания, настойчивости и упорства в достижении цели.
Итогом реализации военно-спортивной деятельности является тематически праздник «Вечная слава героям!», программой которого предусмотрены состязания по прикладным конкурсам: «Разборка и сборка АКМ», «Подтягивание на перекладине», «Отжимание в упоре лежа», «Стрельба по мишени», «Установка двускатной палатки» и др.
В многолетнем процессе практической части проекта «Аты-баты» сложились традиции: конкурс «Офицерский вальс», участие членов местной общественной организации инвалидов и ветеранов войны в Афганистане и Чечне, участников локальных войн и конфликтов, офицеров военного комиссариата в работе жюри и отдельных конкурсах, церемония награждения призеров и победителей Проекта.
По результатам диагностических исследований, проведенных в ходе реализации проекта «Аты-баты», участие в проектной деятельности способствует формированию у подростков духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств, навыков проектной и исследовательской деятельности, публичного выступления, расширению и систематизации знаний об истории Отечества, трудовых и культурных традициях родного края.
Формирование патриота начинается с детства, со школы. Воспитать патриота - значит научить его любить отчий дом, родной край уважать историю своей Родины, гордиться за свой народ и быть готовым его защищать.
Ноябрь 2021