Конференции

    РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗУЯ МЕТОД ПРОЕКТА

    Прокулатова Ирина Викторовна,
    воспитатель,
    СП«Детский сад №6»
    ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани
    Основным видом познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников является экспериментирование.
    В соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование - один из ведущих видов детской деятельности.
    В своей работе я часто применяю метод проектов, так как он охватывает практически все аспекты познавательно–исследовательской деятельности дошкольников. Один из проектов, который я хочу вам представить, является проект «Любознательные почемучки!». Проект краткосрочный, реализовывался совместно с детьми и родителями в течение одной недели. Цель данного проекта: способствовать развитию у детей исследовательской, познавательной активности и любознательности в процессе экспериментирования с водой в различных её состояниях.
    Любое экспериментирование пронизывает многие сферы детской деятельности: игры, специально организованную непосредственно образовательную деятельность, прогулки и другие режимные моменты.
    Для организации проекта мне важно было создать определенные условия по организации самостоятельной, поисковой и исследовательской деятельности детей.
    С этой целью в Центр познания и экспериментирования я дополнила необходимым оборудованием и материалами мини-лабораторию (лупы, микроскоп, весы, емкости разного объема, деревянные палочки, сито, красители, формы для замораживания и др.), где дети проводили опыты и наблюдения по теме проекта.
    В ходе проекта я проводила различные беседы, игры-ситуации, викторины («Защитные свойства снега», «Как лед человеку помогает» и др.), стараясь вызвать интерес у детей.
    Тема НОД: «Царство льда и снега» детям была очень интересна, они активно принимали участие в проведении опытов по определению качества снега, его свойств, анализировали полученные результаты, решали проблемные ситуации, выдвигали гипотезы и проверяли их опытным путем, самостоятельно делали выводы (Почему снег тает быстрее, чем лед?). Большую радость, удивление и, даже восторг дети испытывали от своих маленьких и больших «открытий».
    На протяжении всей совместной деятельности отношения воспитателя с детьми строились на основе партнерства, взаимодействия. Работу организовывала фронтально и по подгруппам. Для наглядного сопровождения я использовала презентацию «Откуда берется снег и лед?».
    Многочисленные наблюдения на прогулках (рассматривание формы снежинок, замораживание цветной воды в формочках, получение инея) вызывали огромный интерес у детей, они с удовольствием наряжали елочку ледяными яркими игрушками, испытывая чувство удовлетворения от результата работы.
    Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» (Отгадай чьи следы на снегу? Почему нельзя зимой прислонятся к металлическим предметам губами?). Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство.
    Выдвинутая проблема: «Кто в яйце живет?» натолкнула меня на проведение эксперимента по замораживанию в воздушном шарике мелких фигурок (крокодила, цыпленка, рыбку, черепашку). На этом примере я наглядно объясняла и показывала детям, что некоторые животные, птицы и млекопитающие появляются из яйца.
    Это настолько понравилось детям, что они дома с родителями продолжили экспериментирование, заморозили различные фигурки и принесли в детский сад.
    Итоговым мероприятием проекта стало развлечение для детей младшей и средней группы «Мы – фокусники!». Воспитанники моей группы самостоятельно показали детям интересные опыты с водой. Малыши были в восторге!
    Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, через различные виды наглядной агитации я стараюсь донести до родителей важность повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Информационные папки-передвижки с советами родителям «Как помочь маленькому исследователю», памятки по «Организации домашней лаборатории», картотека элементарных опытов для домашнего экспериментирования - все это я предлагала для повышения педагогической грамотности родителей.
    Совместно с родителями по итогам проекта мы сделали альбом «Свойства льда и снега», стенгазету «Мы исследователи!».
    В результате работы над проектом, мне удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.
    На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через проект «Любознательные почемучки».
    Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, которое способствует развитию поисковой активности и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго
    Ноябрь 2021