Воспитатель,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №67»
г. Воронеж
ФГОС определяет ряд требований к образовательной программе дошкольного образования. Одно из них, содержание программы должно формировать знания о малой Родине и Отечестве. Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы и восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс сознания себя в окружающем мире.
Приоритетной для формирования основ патриотизма, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Большое значение имеет поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания. Так, одним из них стала работа по созданию мини – музея в детском саду. Мини-музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.
В процессе создания мини-музеев учитываются следующие принципы:
· мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
· деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.)
· природосообразности - мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
· научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
· гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
· культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
· динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
· разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
· регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Создание мини - музея помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота
Роль мини – музея в патриотическом воспитании велика:
-помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
-способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
-позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Тематика мини –музеев разнообразна:
«Город мастеров»
«Мини – музей книги»
«Игрушки – забавы»
«Мой родной город»
«Народные куклы» и др.
Цель мини – музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Задачи:
-воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
-усвоение элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о городах России;
-знакомство детей с символами государства;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда.
Организуя мини – музеи в группе детского сада создается образовательное, игровое и интерактивное пространство в котором дети делают что-то самостоятельно, по своему выбору, с учетом собственных интересов и возможностей. Использование такой формы работы как мини – музей, помогает обогащать развивающую среду в группе, а также наладить сотрудничество с семьями воспитанников. Посредством детского мини –музея, мы не только отвечаем на многочисленные вопросы детей о мире, но и удовлетворяем потребность дошкольников в упорядочивании полученной информации от увиденного. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарным и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.