Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АКТИВИЗАЦИИ РОЛЕВОЙ ПОЗИЦИИ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Егорова Ольга Анатольевна
Социальный педагог
МАДОУ «ЦРР – детский сад №13»
Город Кунгур Пермский край
Социально-педагогическая деятельность по активизации ролевой позиции отца в воспитании ребенка
Исследование проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье приобретает сегодня не только теоретико-практическое, но социальной звучание. Можно выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный интерес к проблеме отцовства: М. Мид – культурологическая концепция; И.С. Кон – изучение отцовства как социокультурного феномена; В.А. Сухомлинский: педагогические аспекты отцовства; О. А. Шаграева: исследование материнства и в связи с ним отцовства; Р.В.Овчарова: отцовство как воспитательная деятельность.
На фоне относительной изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С.Спиваковская, говорит о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли.
Психологические и социологические исследования показывают большое значение роли отца в развитии и воспитании детей. Сравни­вая детей, выросших с отцами и без них, исследователи обнаружили, что «некомпетентный», часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уро­вень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречают­ся невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказыва­ется на учебе и самоуважении детей (И. С. Кон, В. А. Рамих).
В литературе отмечается, что в обычной семье отцы занимают нейтральную позицию в воспитании ребенка. Данный эффект «дополнительности» прослеживается во многих современных семьях. Наше исследование касается активизации ролевой позиции отца в воспитании ребенка, поиска педагогических условий и возможности влияния на усиление подсистемы «отец» в семейной социализации детей.
В своей работе мы исходим из того, что в условиях современной семьи формируется активная ролевая позиция отца в воспитании ребенка, которая зависит от следующих условий:
1) равенство позиций, степени согласованности отца и матери, что обуславливает слаженность родительско-детских отношений;
2) современный тип родительской позиции отца является преобладающим - для него общение с детьми, забота о них – вещи самые нормальные и естественные;
3) эмоциональная, психологическая атмосфера в семье - показатель типового состояния семьи.
Нами выявлено, что роль отца в семейном воспитании исторически недооценивалось и относительно специфики социально-педагогической деятельности не рассматривалось.
Мы опираемся на позицию, что целостный образ человека можно рассматривать как результат воспитательных воздействий, как матери, так и отца. Многоаспектность рассматриваемой проблемы, не позволяет нам в данной работе рассматривать роль всех членов семьи в социализации ребенка.
Предметом нашего исследования мы рассматриваем педагогические условия активизации ролевой позиции отца в воспитании ребенка. Анализ литературы показывает, что в работах связанных с проблемами воспитания подростка, педагог опирается на специфику взаимоотношений отца и ребёнка, на специфику «мужского стиля» в воспитании ребенка, то есть учитывает, как эти особенности могут быть скорректированы либо усилены в процессе сопровождения.
Феномен «позиция» характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального. Э.Фромм указывает на две кардинально противоположные жизненные позиции всех живущих: позиция «иметь» и позиция «быть». Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем обладаю». Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит». В рамках первой позиции человек центрируется на средствах существования. В рамках второй – на содержание жизни. В этом случае говорят о выборе личностью своей позиции в жизни, о ее индивидуально-личностном и профессиональном самоопределении.
С одной стороны, родительская позиция – это социальная позиция, связанная со статусом человека, родившего или усыновившего и воспитывающего ребенка. Это социальная позиция предписывает человеку определенное положение в общественной структуре, а именно статус «детного» семьянина. С другой стороны, родительская позиция – это ролевая позиция, которая определяет роль и место человека в определенной социальной ситуации. Очевидно, что речь идет о воспитательной ситуации, где он выполняет роль родителя – воспитателя своих или усыновленных детей. Основой формирования родительской позиции являются личностная, социально-ролевая и жизненная позиция личности родителя.
Статус как социальная позиция с определенной системой прав и обязанностей и роль как ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом, влияют на социально-ролевую согласованность и адекватность родителей (отца и матери) в семье.
В целом содержательные характеристики материнской и отцовской позиций идентичны. При этом материнская и отцовская позиции в конкретной семье могут быть симметричными и диаметрально противоположными, что определяется не только социально-ролевыми предписаниями, но и личностными особенностями и жизненными позициями отца и матери. Они могут дополнять и усиливать, либо ослаблять друг друга, либо представлять собой некий оптимальный баланс взаимодействия, прежде всего адекватного.
В рамках эксперимента нами был адаптирован проблемно-ориентированный социально-психологический тренинг «Осознанное родительство».
Программа и содержание тренинга являются синтетической разработкой, в которой соединены элементы психолого-акмеологического тренинга зрелого отцовствования и материнствования (Н.В.Боровикова).
Осознанное родительство включает в себя:
- осознанность когнитивной составляющей семейных ценностей, установок и ожиданий родителя, родительских позиций, чувств, родительского отношения, родительской ответственности, стиля воспитания;
- понимание себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, родительской составляющей личности (Э.Берн);
- понимание своего супруга, его реакций, мотивов родительского поведения;
- осознание родительского единства себя и своего брачного партнера, включая потребность в родительском единстве (восприятие себя родителями, а не только матерью и отцом).
В процессе тренинга происходит моделирование, актуализация воздействия факторов, принадлежащих к уровню макровлияния общества и уровню влияния родительской семьи, тем самым создаются условия развития супругов как родителей на уровне собственной семьи.
Мишенью тренинга стала когнитивная составляющая интегральной психологической структуры родительства.
Принципом организации работы тренинговой группы стала работа со своей личностью (личностный рост родителя) в тренинговой диаде (со своим супругом/супругой) в процессе активной эмоциональной вовлеченности при постоянном получении обратной связи. Особенностью тренинга является участие в нем семейных пар взявших на воспитание приемного ребенка (детей).
Цели тренинга:
- осознание себя родителем, своей роли, сопричастности своей семье и процессам, происходящим в ней;
- понимание родительского единства со своим супругом/супругой;
- согласование родительских представлений, ролей, позиций, стиля воспитания, установок и ожиданий супругов;
- повышение родительской компетентности;
- развитие компонентов интегральной психологической структуры родительства;
- гармонизацию семейных взаимоотношений через формирование культуры переживаний и выражения своих чувств.
В постоянно и быстро меняющемся мире воспитание ребенка в семье может быть успешным лишь в том случае, если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, т.е. материнство и отцовство становится для каждого из них одним из тончайших видов творчества. Кроме этого, успешность воспитательной деятельности родителей определяется тем, как они любят детей и что для них значит родительство.
По результатам исследования нами выявлены специфические особенности «мужского стиля» как: во-первых - позиция отца зависит от пола ребенка; что одни и те же черты отца могут прекрасно влиять на развитие мальчика, но в значительно меньшей степени стимулировать формирование девочки, и наоборот; во-вторых это влияние также зависит от положения отца в семье. Сила и доминантность отца могут играть положительную роль в развитии, как интеллекта, так и личностных особенностей и интересов ребенка, а авторитарность и склонность к наказаниям — отрицательную. В-третьих, играет роль и положение отца в обществе, его удовлетворенность своей работой и статусом. В-четвертых, значение отца никак не связано с его биологическим отцовством: оно определяется всей системой отношений в семье и за ее пределами.
По результатам исследования в целом можно сделать вывод о том, что налицо вовлечённость отца в воспитательный процесс в семье, доминирующим типом отца в воспитании ребёнка является современный, для которого характерно активное участие в воспитании детей в семье.
В целом, отец эмоционально близок к ребёнку, нацелен на сотрудничество с ним, последователен в применении наказания и поощрений, является авторитетом для детей, но при этом строг и выполняет контролирующие функции к ребёнку.
Особо отметим, что развитие личности, как мальчика, так и девочки испытывает значительное влияние отцовской фигуры. Однако в современной семье решающую роль играет не столько прямое воспитывающее влияние отца, сколько общие характеристики его поведения, формирующие у ребенка образ доброй, уверенной в себе силы,— представление о том, что сила и авторитет могут сочетаться с заботой и лаской.
Ноябрь 2021