воспитатель
МБДОУ «Большеелховский детский
сад №1 комбинированного вида»
с. Большая Елховка, Республика Мордовия.
Актуальность:
-Потеря истинных ценностей
-Отсутствие чувства патриотизма и человеколюбия.
-Отсутствие семейных традиций, обычаев.
-Отсутствие уважения и почитания старших.
Цели:
- Расширение представлений о народных играх русского, мордовского и татарского народов.
- Формирование нравственно-патриотических чувств.
- Приобщение детей к народным играм.
Задачи:
- Знакомить детей с историей, традициями, бытом и фольклором русского, мордовского и татарского народов через народные игры.
- Способствовать развитию физической активности, любознательности.
- Способствовать развитию у детей лучших черт национального характера.
- Формировать чувство национального достоинства.
- Воспитывать уважение к культуре других народов, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается: образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Работа по знакомству детей с народными играми может начинаться с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы - «Коза рогатая», «Ладушки» и др., и некоторые игры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные - «Паучок», «Сорока» и др.,драматические -«Заинька», «Дрёма» И уже со средней группы мы используем все виды народных игр. Что касается типов народных игр, то в младшем дошкольном возрасте используются хороводные и часть игр хороводов – шествий, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются народные игры всех типов.
Функции народных игр:
Коммуникативная - игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех играющих вместе и зрителей.
Компинсаторная – в игре человек не только тратит, но и восстанавливает свою энергию: психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточной физической работой других органов. Игра позволяет вовлечь в работу органы, которые ранее бездействовали, тем самым формируя жизненный тонус человека.
Функция воспитания и обучения - игра позволяет создать для детей ситуацию, направленную на выявление собственных способностей, пределов выносливости, правильной самооценки, физического развития.
Подготовительная – подготовка через игру к настоящей жизни.
Функция прогноза – игра обладает большой предсказательностью, в игре можно экспериментировать с собой или с кем-то другим (игры – «дочки-матери», «отец зарабатывает деньги», «мама готовит еду»)
Народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
В рамкаъх работы по этому направлению мной была сформирована картотека народных игр, которая включила: русские народные игры, Мордовские народные игры и татарские народные игры.
Русские народные игры: «Золотые ворота»; «Жмурки с колокольчиком»; «Дедушка Мазай»; «У медведя во бору»; «Ведьмина метелка»; «Пирог»; «Петушиный бой»; «Перетяни веревку»; «Курочки и петушки»; «Горелки»; «Игра с платочком»; «Карусели»; «Пройди в воротца»; «Колечко»
Мордовские народные игры: «В белочек» («Урнесэ» эрз,«Урнякса» -мокш); В зайчиков («Нумолняса» (мокша); «Нумолкинесэ» (эрзя) ); «В ключи» («Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.); «В курочек» («Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.); «Раю – раю»; Салки (Варенец понгома. Варяняс повома); Игра «Бабушка» («Бабасо» - эрз., «Баба» - мокш.); Игра «В круги» («Кирькссэ»); Подвижная игра «В ворона»; «Карусель»; «Ветер - ветерки» («Варма-варминеть») (с бубном)
Татарские народные игры: Серый волк (Сары буре); Скок-перескок (Кучтем-куч); Хлопушки (Абакле); Займи место (Буш урын); Ловишки (Тотыш уены); Жмурки (Кузбайлау уены); Перехватчики (Куышу уены); Тимербай; Лисички и курочки (Тельки хам тавыклар); Угадай и догони (Читанме, бузме)
Кто первый? (Узыш уены?)
Кто дальше бросит? (Ыргыту уены?).
Таким образом, народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа. Сущность и особенность народных игр, заключается в формировании системы ценностей человека и приобщение к духовности и нравственности своего народа, что целесообразнее осуществлять с детского возраста.
Список литературы
1. Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры / В. С.Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 272 с.
2. «Детские подвижные игры народов СССР», автор Кенеман Александра Владимировна, Москва «Просвещение»1989г.
3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. «365 веселых игр для дошколят», авторы Куценко Татьяна Анатольевна, Медянова Татьяна Юрьевна, Ростов – на – Дону «Феникс» 2004г.
Гиниятуллина Розалия Ягофаровна
воспитатель
Шаронова Анна Александровна
педагог-психолог
МБДОУ «Д/с № 33 «Незабудка»
г.Альметьевск
Республика Татарстан
Мероприятие в подготовительной к школе группе, приуроченное ко Дню принятия Конвенции о правах ребенка на тему «Дети должны знать свои права»
Цель: познакомить детей с нравственными нормами и правилами;
рассказать об «Конвенции о правах ребенка»;
учить соотносить права и обязанности;
Задачи:
- образовательные: формировать представление о правах детей.
- развивающие: развивать правовое мировоззрение, память, внимание, связную речь.
- воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Материал и оборудование: Гимн России, презентация «Право в сказке», флаг России, мяч, мягкая игрушка сердце, плакат «Мои права».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы прослушаем музыкальное произведение, попрошу вас всех встать, так как его слушают стоя.
Звучит «Гимн России».
Воспитатель: Мы с вами прослушали гимн России, гимн нашей страны. Россия - это страна со своей многовековой историей, на территории России проживают представители разных национальностей со своей культурой, языком и обычаями. Для сохранения мира и спокойствия, важно, чтобы каждый из нас знал и соблюдал данные ему права и обязанности. Ребята, вы знаете, что такое право?
Психолог: право – это общественное соглашение, определяющее наше поведение в обществе. Заботясь о сохранении прав друг друга люди написали «Всеобщую декларацию прав человека» (показ книги), но ее взрослые написали для себя. Заботясь о детях, взрослые, написали «Конвенцию о правах ребенка» и сегодня мы говорим о ваших правах. (показ «Конвенции о правах ребенка»).
Ребята, сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Смешарики. Азбука прав ребенка», а потом обсудим.
Воспитатель: как вы думаете, на что вы имеете право? (Имя, гражданство, семью, игры)
Психолог: сейчас мы с вами поиграем в игру «Дополни предложение». Вам нужно будет ответить на вопрос: «На защиту каких прав, я могу рассчитывать?»
1.Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все, кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на… (отдых)
2.Всех по-разному зовут:
Кот- Мурлыка
Пес-Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют свое… (имя)
3.Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только… (врач)
4.Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на… (образованье)
Воспитатель: теперь, подробнее рассмотрим каждое из ваших прав. Важнейшими правами ребенка, является «Право на жизнь», право на имя и гражданство. Стоит помнить, что обращаться друг к другу надо ласково, по имени. И, конечно не допустимо называть человека грубым словом, давать кличку – это нарушает его права на имя.
Воспитатель: давайте, поиграем в игру «Твое полное имя». Встанем в круг и под музыку по очереди будем передавать флажок. Когда музыка остановится, тот, у кого в руках флажок, называет свое полное имя (ФИО), как назвали вас родители.
Воспитатель: после рождения вы получили первый в своей жизни документ – Свидетельство о рождении (показ документа). Когда вы вырастите, вам выдадут другой документ, который называется паспорт (показ документа). В этих документах написаны ваши фамилия, имя, отчество и гражданином какой страны вы являетесь. Мы с вами имеем российское гражданство, так как живем в России.
Психолог: я предлагаю вам поиграть в игру «Кто я?» Кому я дам мяч, тот должен дополнить:
- Если я живу в Англии, то я кто? (англичанин),
- Если я живу во Франции, то я кто? (француз),
- Если я живу в Германии, то я кто? (немец),
- Если я живу в Польше, то я кто? (поляк)... и т.д.
Воспитатель: У каждого ребенка есть право на отдых.
Физкультминутка:
По извилистой дорожке (ладони вместе упражнение «Зигзаг»)
Шли по миру чьи-то ножки (ходьба на месте)
Вдаль смотря широкими глазами (Изображают руками «Бинокль», повороты в стороны, смотрят по сторонам)
Шел малыш знакомиться в правами (Ходьба на месте)
Психолог: скажите с кем вы живете? (мама, папа, родители…) Как можно одним словом назвать вас и ваших родителей? (Семья).
Каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь со стороны родителей, семьи. Хотелось бы узнать, какими ласковыми словами вас называют ваши родные. Предлагаю поиграть в игру «Ласковое слово». Вы друг другу передаете «сердечко» и говорите, как ласково вас называют родители. (Солнышко, красавица, умница, звездочка и т.д)
Воспитатель: Ребенок, также, имеет право на жилье. Теперь, каждая команда построит дом своей мечты.
Игра «Построй дом своей мечты» каждая команда выбирает понравившийся материал, из чего будет строить дом: модули, строительный материал, лего и рассказать о своей постройке.
Также, дети имеют право на медицинское обслуживание. А вы знаете, как сохранить и укрепить ваше здоровье? Тогда ответьте на вопрос: «Игра «Это можно или нет»
1.Я сосульку полижу
И снежочком закушу.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
2.Буду кушать апельсины
В них так много витаминов
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
3.Вот Барбос, бродячий пес,
Я схвачу его за хвост.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
4.На зеленый свет, друзья,
Вместе с мамой пойду я.
Дайте дети мне ответ:
Это можно или нет?
5.Не забудь перед обедом
Пирожком перекусить.
Кушай много, чтоб побольше
Свой желудок загрузить.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
6.За здоровьем я слежу,
На зарядку выхожу.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
Психолог: Дети имеют право на образование. Как вы думаете, для чего нам нужно образование? (Ответы детей)
У детей есть право на защиту от жестокого обращения. Посмотрите на экран и скажите, название сказки, чьи и какие права здесь нарушены?».
(Слайд 1) «Волк и семеро козлят» - Волк нарушает права козлят на жизнь;
(Слайд 2) «Золушка» - Мачеха и сестры нарушают права Золушки на отдых и имя);
(Слайд 3) «Заюшкина избушка» - Лиса нарушает права зайца на жилье;
(Слайд 4) «Филиппок»- Нарушено право на образование.
Воспитатель: О чем мы сегодня беседовали? Чем занимались? Что вам понравилось больше всего?
Психолог: Люди всей страны
Это знать должны:
Ребенок 1: Лишь появиться ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок есть очень веские права!
Ребенок 2: Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Ребенок 3: Иметь просторный теплый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Ребенок 4: Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Ребенок 5: Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым.
Все вместе: И любить, и быть любимым.
Ведь на свете не один он!