Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ТРУД КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анисьина Татьяна Серафимовна
Воспитатель
МБДОУ «Большеелховский
детский сад»
Село Большая Елховка
Труд как средство социализации детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство-период первичной социализации личности. В этот период ребенок делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает опыт для жизни в обществе. Процесс социализации-индивидуализации личности дошкольника идет через освоение ребенком себя и своей связи с социальной действительностью. Трудовая деятельность дошкольника один из путей социализации его личности, так как она дает ребенку приобщение к миру взрослых людей в реальном плане.
Поэтому для себя я определила ряд задач, которые необходимо было решать: развивать потребность трудиться; расширять представления детей о труде взрослых; воспитывать уважение к людям труда; воспитывать интерес к различным профессиям, уделяя внимание профессиям родителей; воспитывать желание научиться стать самостоятельным, умелым, участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
Для решения этих задач старалась создать эмоциональную обстановку при организации труда детей, показывала им свою заинтересованность в предстоящей деятельности, участвовала на правах партнера, поощряла желания детей участвовать в трудовой деятельности.
Конструируя образовательный процесс, я старалась поддерживать свойственное старшим дошкольникам ощущение взрослости, потребность в самоутверждении и признание их возможностей со стороны взрослых. Для этого я постоянно расширяла спектр посильных трудовых обязанностей и создавала условия для включения детей в самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, различные виды ручного труда и трудовую деятельность экологической направленности. Дети моей группы могут чистить свою одежду и обувь, осуществлять несложную починку игрушек, книг, одежды, наводить порядок дома, в групповой комнате и на участке, изготовлять игрушки и поделки из бумаги, картона, ткани и других материалов, ухаживать за растениями, стирать кукольное белье, мыть строительный материал и игрушки и т. д.
С одной стороны, я ориентировала педагогический процесс на освоении того минимума социального опыта трудовой деятельности, который необходим детям обеих полов для жизни в современном обществе, ощущая себя умелым, а с другой стороны, мне важно создать условия для детской трудовой деятельности, направленной на раскрытие индивидуального творческого потенциала, максимально соответствующего склонностям и интересам каждого ребенка. В программе минимум обучаю старших дошкольников уборке пылесосом, элементарной починке одежды (пришить пуговицу, вешалку, приготовлению простейших блюд (бутербродов, фруктовых и овощных салатов, компотов). Программа максимум предусматривает обучение вышиванию, ткачеству, приготовлению более разнообразных блюд.
Формирование трудолюбия у дошкольников невозможно без приобщения их к труду взрослых. Знакомство с трудом взрослых осуществлялось и в ходе непосредственно-образовательной деятельности (через рассказы, беседы, чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые, дидактические игры) и в ходе наблюдений за их трудом. При этом моя задача - не только сформировать систему знаний о трудовом процессе, но и научить общению с незнакомым человеком. Учитывая то, что у детей моей группы нарушена речь, преобладает непроизвольное внимание, они не способны выделить самые существенные стороны трудового процесса, я начала их знакомить с трудом взрослых последовательно.
В рамках проекта «Профессии детского сада» проводила экскурсии по детскому саду, знакомила с трудом сотрудников д/с, наблюдали за работой прачки, завхоза, няни, брали интервью у медсестры, при этом подчеркивала, что весь коллектив работает дружно, слаженно, все заботятся о том, что бы детям в детском саду жилось хорошо. Особенно широко знакомила с профессией повара. Обучение детей приготовлению пищи базировалось на предварительном ознакомлении с соответствующими трудовыми процессами взрослых, что позволило раскрыть их направленность, познакомить с содержанием, способами приготовления, вызвать желание научиться. Во время экскурсии на кухню, дети познакомились с несколькими конкретными процессами: выпечкой булочек, приготовлением салата.
Опыт работы показал, что приготовление пищи в равной степени привлекательно как для девочек, так и для мальчиков. Вместе с детьми, мы варили разнообразные компоты, учились заваривать чай, делали бутерброды, запекали яблок, но больше всего дети любили готовить овощные и фруктовые салаты. Детям нравится готовить, их увлекает совместная с взрослыми деятельность по приготовлению пищи. Вначале совместно с взрослыми, а затем и полностью самостоятельно дети рисуют модели приготовления новых блюд, «записывают» рецепты своих блюд в кулинарную книгу. Такая работа является мотивационно - побудительной основой для установления коммуникационных связей между детским садом и семьей. Необходимость укрепления этих связей требует создания в детском саду и семьях ситуаций для включения ребенка в приготовление пищи в процессе делового сотрудничества с взрослыми.
Важно заметить, что реальная возможность включения дошкольников в приготовление пищи, которую можно съесть без страха отравления, основана на строгом соблюдении гигиенических правил приготовления пищи. Поэтому я знакомила детей с этими правилами (тщательно мыть руки и продукты, пользоваться только чистой посудой, хранить продукты в холодильнике, использовать только свежие продукты, сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях.
Для освоения детьми способа осуществления трудового процесса и развития аналитических умений использовала предметно-схематические модели предстоящей деятельности: предлагала детям уже готовый рецепт, где наглядно представлена вся последовательность действий, необходимые инструменты, оборудование, продукты. Учась читать схему, ребенок приобретает умение действовать по алгоритму. Также в своей работе использую модель «лесенка», представляющая собой стержень с пятью кубиками. Каждый кубик обозначает компонент трудового процесса от целеполагания до получения результата труда. Модель дает возможность успешно знакомить детей с разными видами труда взрослых, по ней я строю наблюдения за трудовой деятельностью взрослых, использую для обобщения знаний детей о профессиях при проведении бесед.


Хозяйственно-бытовой труд разнообразен по своему содержанию. Это труд как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда: наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах. Наиболее успешные формы работы-поручения, дежурства, коллективный труд. И очень важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники. Труд на участке включает в себя работу по наведению порядка на веранде (весной, летом, осенью девочки подметают пол веником, мальчики выносят мусор, зимой мальчики очищают снег лопатами, на участке (девочки сгребают листву, мальчики выносят листву и опавшие ветки, в песочнице (мальчики проявляют мужскую силу - перекапывают песок). Во время работы старалась заинтересовать детей так, чтобы они выполняли порученное дело с желанием, понимая полезность дела, которым будут заниматься.


Мои воспитанники с нетерпением ждут дежурства в уголке природы. Этот интерес обеспечивается разнообразным содержанием трудовой деятельности: полив, рыхление, опрыскивание, протирание листьев, выращивание рассады цветов, овощей, высаживание их на клумбах, на огороде, создание проблемных ситуаций (когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии).
Ручной труд - как один из видов труда старших дошкольников занимает особое место в моей работе. Ручной труд не только помогает детям проявлять свое творчество, но самое главное для детей с ОНР помогает развивать мелкую моторику рук, ручную умелость, что способствует лучшему развитию речи.
Развитие творчества в ручном труде связано со способностью дошкольников создавать зрительный образ (замысел-представление) своей будущей работы и умением реализовать его в разнообразном материале (бумага, картон, ткань, нитки, природный или бросовый материал). Опорные схемы, модели, пооперационные карты помогают детям обдумать и осуществить свой замысел. Дети с удовольствием готовят подарки и сюрпризы к праздникам, участвуют в выставках, помогают в оформлении групповой комнаты. Так в рамках работы кружка «Очень умелые руки», выжигали по дереву картины природы, занимались ковроплетением на мини-станках, вышивали. Этими работами украсили приемную, потому что все, что делают дети своими руками, должно быть важно и полезно. Соединение в результатах детского труда пользы и красоты доставляют ребенку двойную радость.
Для более успешного решения задач трудового воспитания, огромное значение было уделено работе с родителями. Это круглые столы, консультации, ярмарка поделок, презентация блюд на день именинника, совместные чаепития, фотовыставка, где родители делились опытом трудового воспитания в семье. Но больше всего детям нравилось, когда родители приходили на занятия и рассказывали о своих профессиях. Так Сонин папа Житников П. И. с увлечением рассказывал о профессии «хирург». После этой встречи любимой сюжетно-ролевой игрой у детей стала «Больница». Прослушав рассказ мамы Коли Губаль, работающей продавцом магазина «Семена», осенью собрали семена календулы и бархатцев, а весной их посеяли и все лето ухаживали за ними.
Труд – центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. Вводя ребенка в мир предметов и, показывая как они создаются взрослыми в процессе труда, знакомя детей с разными профессиями, я способствую воспитанию у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, пониманию ребенком мира взрослых
Ноябрь 2021