Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Платонова Юлия Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ Юрловская ОШ,
Барносызганский район
Ульяновская область
Воспитательный потенциал уроков русского языка
С 1 сентября во всех школах реализуется Программа воспитания, которая является обязательной частью основных образовательных программ. В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования находится «личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира». Одним из результатов реализации программы является «приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе».
Современный национальный воспитательный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее
и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) сформулирована общая цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало;
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям;
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.
Для достижения поставленной цели воспитания обучающихся программой определен ряд задач, одной из которых является - использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися.
Школьный урок выделен в отдельный модуль Программы. Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает различные действия и мероприятия, такие как: установление доверительных отношений, побуждение соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины
и самоорганизации, привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися, включение в урок игровых процедур, организация шефства, инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся.
Уроки русского языка обладают огромным воспитательным потенциалом: воспитание нравственных качеств происходит в процессе использования текстов, которые дают не только представление о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивают высокие чувства, но и должны обращать внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества. Такие тексты можно подобрать из художественной литературы, научно-популярных журналов, а также использовать ресурсы Интернета, где в большом количестве уже подобран необходимый дидактический материал.
Урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее.
На уроках русского языка легко работать также с воспитательным потенциалом пословиц, поговорок, фразеологизмов, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку. Через пословицы и поговорки раскрываются духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации, ярче воспринимаются базовые
для нашего общества ценности: семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин.
Например, при изучении орфографических правила в 5 классе на первых уроках предлагается записать пословицу и найти слова с изученной орфограммой, обозначить её, или найти и выписать только те пословиц, где встретилась данная орфограмма. В начале учебного года при повторении и закреплении темы «Правописание букв и, у, а после шипящих» предлагаю пословицы: «Не торопись отвечать – торопись слушать», «Век живи – век учись», «Грибы ищут – по лесу рыщут», «Не спеши языком – спеши делом», «Чужим умом умён не будешь», «Не вырастишь овоща, не сваришь и борща». Вставляем пропущенные буквы, графически выделяем орфограмму. Кроме работы над орфограммой обязательно объясняем смысл всех пословиц, подбираем примеры применения в жизненных ситуациях, классифицируем по темам: народная мудрость здесь раскрывает такие ценности, как: знания, трудолюбие.

На последующих уроках ребята уже сами подбирают пословицы из сборника, иллюстрирующие те или иные правила. Учащиеся очень любят работать с книгой «1000 русских пословиц и поговорок» В.И. Даля. В результате такой работы получился небольшой сборник, содержащий пословицы и поговорки на некоторые виды орфограмм.

Пословицы используем при изучении синтаксиса и пунктуации, морфологии. Например, при изучении темы «Наречие» в 7 классе, проводим конкурс «Кто больше назовет русских пословиц и поговорок, в состав которых входили бы наречия». При изучении темы «Имя числительное» в 6 классе - назвать пословицы и поговорки: с числительным один, два, три, четыре, семь.
Однако в их использовании на уроках русского языка необходимо знать меру, необходимо учитывать, что не всякая пословица или поговорка является актуальной, имеет воспитательное значение, по своему содержанию доступна учащимся.
Использование учащимися народных изречений, классифицирование их по темам, анализ смысла пословиц, понимание их обобщающего характера способствует обогащению речи, повышению грамотности, воспитанию эстетического вкуса; разнообразная и интересная работа с пословицами прививает учащимся любовь к народному творчеству, учит внимательно относиться к метким, образным выражениям. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу и гордость за него.

Ноябрь 2021