Высшая школа делового администрирования
Конференции

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рублева Юлия Владимировна
воспитатель
МДОУ «Детский сад «Лесная сказка» п. Лонгъюган»
п. Лонгъюган
В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».
Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
Педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуют пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.
В детском саду используются такие малые формы фольклора, как потешки, пестушки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, в том числе и загадки.
Что такое загадка?
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.
Виды загадок: народные и авторские.
Типы загадок:
• Описательные, например,
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз)
• Загадки – звукоподражания, например,
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце.
Бьется чье-то сердце
Тихо так,
Тихо так. (Часы)
• Загадки –рифмы, например,
В подполье, в каморке
Живет она в норке
Серая малышка
Кто же это? (Мышка)
• Загадки- перевертыши, загадки – небылицы, например,
Шерсть смотали мы в моток
Выйдет шелковый платок.
Отвечайте, правда ли? (Нет)
Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.
Загадки:
- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- помогают увидеть вторичные значения слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.
А еще загадка — это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до - гадаться, от - гадать.
Но многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.
Существуют следующие проблемы:
- дети невнимательно слушают текст загадки;
- не запоминают полностью содержание загадки;
- полностью или частично не понимают текст загадки;
- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.
Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, можно научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ.
Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.
Методика составления загадок по опорным таблицам
Ι ЭТАП. Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы «На что похоже?»
Например, «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» (на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу). Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».
II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам
Первый способ
1. Составление опорной таблицы вида:
«На что похоже?»
«Чем отличается?»
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)
Например,
РАСЧЁСКА
«На что похоже?»
«Чем отличается?»
3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)
РАСЧЁСКА
«На что похоже?»
«Чем отличается?»
забор
пила
трава

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»
РАСЧЁСКА
«На что похоже?»
«Чем отличается?»
забор
пила
трава
нельзя лазить
не пилит
не растёт
5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске
Загадка: Что это?
Как забор, но нельзя лазить.
Как пила, но не пилит,
Как трава, но не растёт.
Второй способ.
1. Составление опорной таблицы вида:
«Какая? (какой? какое?) »
«Что такое же?»
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например,
СОЛНЦЕ
3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»
«Какое»
«Что такое же?»
яркое
круглое
жаркое

4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»
«Какое»
«Что такое же?»
яркое
круглое
жаркое
лампа
колесо
огонь
5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о солнце
Загадка: Что это?
Яркое, а не лампа?
Круглое, а не колесо?
Жаркое, а не огонь?
Третий способ.
1. Составление опорной таблицы вида:
«Что делает?»
«Кто делает то же действие?»
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например,
КОМАР
3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»
«Что делает?»
«Кто делает то же действие?»
летает
пищит
кусается

4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»
«Что делает?»
«Кто делает то же действие?»
летает
пищит
кусается
самолёт
мышка
собака
5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре.
Загадка: Что такое?
Летает, а не самолёт?
Пищит, а не мышь?
Кусается, а не собака?
Формы работы с детьми по составлению загадок:
1.   Составление загадок коллективно для одного отгадчика.
Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.
2.   Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
3.   Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
Ноябрь 2021