Конференции

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

    Кобякова Ольга Николаевна,
    педагог-психолог,
    МБДОУ д /с № 43,
    г. Белгород
    Фешкова Ольга Николаевна,
    инструктор по физической культуре,
    МБДОУ д /с № 43,
    г. Белгород
    Аннотация
    Данная статья посвящена вопросу совместной деятельности специалистов по физической культуре и педагога психолога в дошкольной образовательной среде.
    Ключевые слова:
    Совместная деятельность, дошкольная образовательная среда
    Достижение положительных результатов в развитии личности здорового ребёнка может быть лишь в том случае, если за время его пребывания в дошкольной организации осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию через педагогическое взаимодействие педагогов и специалистов. В данной статье рассмотрим взаимодействие инструктора по физической культуре и педагога- психолога.
    Проведённый анализ психолого-педагогической литературы показал, что в науке накоплен серьёзный потенциал, позволяющий повысить уровень развития психических показателей при взаимодействии педагога-психолога и руководителя физической культуры. Работа психолога включает анализ и психологизацию педагогического процесса, организацию взаимодействия взрослых и детей, а также индивидуальную работу с детьми. Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движения в процессе развития растущего организма.
    Существенной стороной влияния физических упражнений на организм ребёнка является повышение эмоционального тонуса. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Во время двигательной деятельности у ребёнка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Инструктору по физической культуре необходимо грамотно и пропорционально распределять не только физические, но и психические нагрузки на растущий организм ребёнка, то есть совмещать физическое и психическое развитие. Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
    Комплексное психолого-педагогическое воздействие на детей дошкольного возраста во время физкультурных занятий и в самостоятельной двигательной деятельности строится на основе ряда принципов. Наряду с общепринятыми принципами: систематичности и последовательности, дифференцированного и индивидуального подходов, доступности, первостепенное значение имеют онтогенетический и деятельностный принципы.
    ·          Онтогенетический принцип предполагает учет возрастных психофизиологических особенностей детей, характера имеющегося нарушения. Направляет коррекционное воздействие на устранение или сглаживание, коррекцию или компенсацию нарушений интеллектуального, речевого, сенсорного, двигательного и эмоционального дефекта, на создание полноценной основы для последующего саморазвития личности.
    ·          Деятельностный принцип подразумевает проведение работы с ребенком в совместной с ним деятельности через взаимодействие и сотрудничество.
    Двигательные нарушения сопровождаются эмоциональными расстройствами, которые проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения.
    Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при переутомлении.
    Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко образуются новые условные связи. Это свойство необходимо использовать для формирования у детей различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще мало сопротивляется неблагоприятным условиям среды: у детей легко возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания.
    В работе в условиях дошкольной образовательной организации детскому психологу необходимо соотносить свои действия с основными направлениями психофизического развития дошкольников. В этом возрасте особенно важно развитие и активизация познавательных и других равнонаправленных характеристик восприятия ребенком мира.
    Смыслом совместной деятельности в образовательной деятельности является сотрудничество со всеми специалистами дошкольной организации.
    При современном состоянии образовательного пространства ДОО проявляется особенность: каждый педагог выполняет задачи по единому годовому плану, и это делает более согласованной общую деятельность специалистов.
    Известно, что психическое и физическое начало в человеке очень взаимосвязаны.
    Развитие движений ребёнка опосредованно оказывает влияние на развитие его психических процессов.
    Достижение положительных результатов в развитии личности здорового ребёнка может быть лишь в том случае, если за время его пребывания в дошкольном учреждении осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию через психолого-педагогическое взаимодействие узких специалистов.
    В работе инструктора по физкультуре и педагога-психолога можно найти много точек соприкосновения по реализации задач и использованию методов и приемов:
    развитие произвольности поведения, умение принимать роль проигравшего во время соревновательной деятельности детей, переключение внимания на совместную деятельность, где нет проигравших и победителей, эмоциональное развитие ребенка, а также доступные методы релаксации, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, психомоторная коррекция, и др., интеграционное взаимодействие. Взаимодействие в деятельности инструктора по физкультуре и педагога-психолога рассматривается, как эффективное условие психического и физического развития дошкольника в рамках интеграции образовательных областей.
    То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги - психологи, но и воспитатели, инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая индивидуальные психологические особенности и проблемы каждого ребенка.
    Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с тревожностью и другими эмоциональными особенностями. Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе.
    Поэтому в некоторые физкультурные занятия и развлечения включаются игры и упражнения, направленные на снятие психо-эмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов.
    Таким образом, рассматривая значение, приоритеты при организации совместной деятельности специалистов по физической культуре и педагога – психолога в дошкольной образовательной среде, необходимо создать определенную модель взаимодействия. Данная модель должна быть направлена на «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни».
    Литература.
    1.         Дубровина И. В. «Психологическое здоровье детей и подростков» - М., Академия, 2000
    2.         Лагутин А. Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры, 1994. - № 7.
    3.         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
    Ноябрь 2021