Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ. ДЕЛОВАЯ ИГРА «АЛТАЙ – НАШ КРАЙ РОДНОЙ»

Атякшева Татьяна Алексанровна,
учитель-логопед,
МБДОУ д/с «Аленушка»,
Алтайский край Первомайский район село Повалиха
Семинар-практикум для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Деловая игра «Алтай – наш край родной»
Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
2. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.
3. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;
4. Расширять кругозор каждого участника семинара по краеведению.
Форма: деловая игра
Предварительная работа:
- изучение литературы по данному вопросу;
- подготовка атрибутов к игре.
Ход семинара-практикума:
Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой игре
«Алтай - наш край родной».
Сегодня мы будем, выявлять свои знания по патриотическому воспитанию. Правила игры:
Игра состоит из 4 раундов.
Ваша задача: за короткий промежуток времени дать правильный ответ, а также следить за ходом игры и суметь проанализировать свою деятельность, и деятельность других участников, соблюдая педагогический такт.
Наша игра будет проходить с 2 командами.
Задача каждой команды проявить свою эрудицию и добраться до конечного раунда.
Представление жюри
Представление команд
Прежде чем приступать к какому-либо делу, всегда нужно быть в знаниях теоретически подкованным. Поэтому в начале нашей игры представляю доклад об организации нравственно-патриотического воспитания в нашем детском саду.
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному селу, городу к своей стране.
Задачи:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Планировать работу целесообразно по темам:
- Моя семья;
- Моя улица;
- Мой детский сад.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Заповедь А.С.Макаренко гласит «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.
В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:
1. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
2. Беседы с детьми о стране, родном городе;
3. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
6. Знакомство детей с народной декоративной росписью.
Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие).
НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»).
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор тех знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующее педагогическое условие - тесное сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Это сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в ДОУ и семье предметной развивающей среды.
Деловая игра «Алтай – наш край родной»
Раунд 1
1.Земля, где ты родился? (Родина.)
2. Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлияния? (Этнография.)
3. Что изображено на гербе Алтайского края (.)
4. Древнее название России? (Русь.)
5. Кто из перечисленных авторов рассматривает вопросы социального развития дошкольников? (Жуковская, Марковская, Шатова, Козлова.)
6. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
7. Что всегда остается важным для патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство привязанности.)
8. “Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” по Ожегову. (Патриотизм.)
9. Одна из форм патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Ознакомление с родным краем.)
10. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)
11. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг.)
12. Официальная эмблема государства? (Герб.)
13.Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)
14. Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился но всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)
15. Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
16. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)
17. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)
18. Назовите столицу России? (Москва.)
19. Назовите столицу Алтайского края (Барнаул)
20. Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое освоение предмета, Что это: знания или умении? (Знания.)
21. Овладение способами, приемами, действиями, применение знаний на практике? Что это: умение или навыки? (Умения.)
22. Что первично? Умения или навыки? (Умения.)
23. Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель)
24. Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)
25. Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага РФ, начинай сверху?
26. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)
27. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - значит красивая)
28. Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
29. Кто основал Москву? (князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В.В.Мономаха)
– Итак, 1 раунд подошел к концу?
Пока жюри подсчитывает баллы каждая из команд должна собрать картинку, и узнать какая природно-климатическая зона на ней изображена.
Игра «Разрезная картинка» природные зоны Алтайского края
(звучит песня М. Евдокимова Алтай)
(Жури делает свой выбор, объясняя почему они выбрали эту команду)
Раунд 2
1. Государственные требования, к психолого-педагогическим условиям воспитании и обучения детей в ДОУ, а также комплекс требований к педагогическим работникам? (Госстандарт.)
2. Впервые развернутая система обучения и воспитания человека была разработана (кем?) – Ушинским или Коменским?
3. Основа познания мира, что это? (Чувственное восприятие.)
4. Что означают “эмпирические знания”? (Знания, основанные на опыте.)
5. То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
6. Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развитии. Что это? (Предметно-пространственная развивающая среда.)
7. Своеобразие, непохожесть на других. (Самобытность.)
8. Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.)
9. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
10. Чем являются следующие определения:
-формирование любви к родному краю,
-воспитание чувства гордости и за своих земляков,
-умение ориентироваться в окружающей действительности? (Задачи нравственно-патриотического воспитания.)
11. Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)
12. Что является государственной символикой. (Герб, гимн, флаг.)
13. Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)
14. Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
15. Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно-воспитательного процесса. (Образовательная программа ДОУ.)
16. Назовите одну из задач, решаемую в разделе “Труд взрослых” в среднем возрасте? (Умение рассказать трудовой процесс – цель, инструменты, действия, результат.)
17. Назови одну из задач, решаемую в разделе “Труд взрослых” в старшем возрасте? (Иметь представления о разных профессиях и их назначении для общества.)
18. Кто ввел термин “Народная педагогика”? (Ушинский.)
19. Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
– Второй раунд закончен, пока жюри подсчитывает ответы мы с вами вспомним пословицы о России.
«Пословицы о Родине»
- Золоту – старости нет, Родине – цены нет.
- Всякому мила своя сторона.
- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
- Человек без Родины – что соловей без песни.
И так слово жюри.
Раунд 3
1. Когда вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования? (1 сентября 2013г.)
2. Назовите программы, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание? (Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников», Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России», Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
3. На каких документах основан ФГОС ДО? (Конвенция о правах ребенка, Закон об Образовании РФ, Конституция РФ.)
4. Как называется местность, охраняемая законом, в которой прекращена хозяйственная деятельность и посещение людей? (Заповедник.)
5. Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знании о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта. (Принцип дифференциации.)
6. Правило, которое определяет поведение, духовные качества, необходимые в обществе и отношения к этим правилам. (Нравственность.)
7. Что подразумевает под собой понятие "Инклюзивное образование"? (Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.)
– Подошел к концу 3 раунд, кто является на этот раз победителем узнаем через несколько минут? (Анализ жюри.)
Психологическая разгрузка для команд
Релаксация «Цветок в ладошках»
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу. (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
«Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках,и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.»
Ведущий спрашивает об ощущениях, испытанных участниками.
– Сейчас самое время выяснить, кто из вас силен в патриотическом воспитании, краеведении, методике.
И так 4 раунд.
1. Какие полезные ископаемые знамениты и уникальны на Алтае? (яшма, мрамор, гранит, минеральные и питьевые воды, природные лечебные грязи)
2. Что означает слово Алтай?
Алта́й (согласно Словарю русского языка XI—XVII вв. «Ал» — главный, «тай» — вершина или высота, ещё одно значение от монг. Алт — золото) — географический регион в Южной Сибири и Центральной Азии.
3. В каком году образован Алтайский край? (28 сентября 1937 году)
4. Сколько видов растений и животных внесены в красную книгу Алтайского края? (В красную книгу Алтайского края внесены 202 вида растений и 164 вида животных, в том числе 23 вида млекопитающих.
5.Какие природные зоны есть в Алтайском крае? степь. лесостепь, тайга и горы.
6. Что изображено на флаге Алтайского края?
Флаг Алтайского края представляет собой полотнище красного цвета с полосой синего цвета у древка и стилизованным изображением на этой полосе колоса жёлтого цвета, как символа сельского хозяйства. В центре флага воспроизведено изображение герба Алтайского края
7. Самое большое озеро в Алтайском крае? (Кулундинское)
8. Назвать 6 крупные рек Алтайского края?
( Обь, Бия, Катунь, Чумыш, Алей и Чарыш.)
9. Численность населения Алтайског края? (около 2.7 млн.человек)
10. Какой заповедник организован на территории Алтайского края?
(Тигерекский, 4 декабря 1999г.)
11. Кем бы основан город Барнаул? (Горнозаводчиком А.Н. Демидовым)
12. Год образования города Барнаула? (1730 г.)
13. Самый ценный из пушных зверей, встречающихся на Алтае?
(лисица, соболь, рысь, горностай)
14. Хозяин алтайской тайги? (медведь).
15. Какую ягоду на Алтае называют сибирским ананасом? (облепиху)
16. Один из первых покорителей космоса был родом с Алтая, кто он? (Ю. Гагарин, Г. Титов, В Комаров)
17. Какое дерево, растущее у нас на Алтае, называется «карандашным» деревом? (лиственница, кедр, сосна)
18. Что называют жемчужиной горного Алтая? (Телецкое озеро)
19. Зимняя тёплая обувь взрослых и детей в Сибири? (валенки)
20. Алтайское полевое растение с синими цветами? (Василёк)
21. Какие отрасли промышленности являются ведущими в Алтайском крае?
22.Сколько городов в Алтайском крае? Перечислите их
23. Дата основания с. Повалихи. (Дата основания неизвестна. Впервые упоминается в 1717 или 1719 годах под названием «деревня Филиппа Попова на реке Повалихе». Вскоре стала именоваться Повалихой по одноимённой реке)
24. Дата основания церкви Казанской иконы Божьей матери? (1859год)
25. Численность населения села Повалихи? (примерно 3000 тыс.)
26 Населенные пункты Первомайского района? (Кто больше назовет)
27. Известные уроженцы Алтайского края. (Кто больше назовет)
Наша игра завершилась. Дадим время нашему уважаемому жюри подвести итог игры и решить чья команда оказалась победителем. А мы пока жюри выносит свое решение, посмотрим фильм о родном селе Повалиха.
Слово жюри для поздравления.
Ноябрь 2021 сценарий, план мероприятия