педагог-психолог,
Панфилова Татьяна Федоровна,
воспитатель второй младшей группы,
МБДОУ д/с №47 комбинированного вида г.Белгорода,
г.Белгород
В этой статье представлена теоретическая основа педагогики как инструмент для изучения и развития детского познания в искусстве. В центре внимания находится такая область искусства, как изобразительная деятельность. На эмпирических примерах из нашего исследовательского проекта мы проиллюстрируем инструменты обучения изобразительному искусству и покажем, как эта перспектива способствует в нашем понимании развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно-эстетического восприятия. Более конкретно, мы проанализируем: 1) важную роль воспитателя и родителя в обучении детей искусству; 2) важность общения при изучении изобразительной деятельности; 3) в чем заключается особенность использования разнообразных техник рисования при обучении детей младшего дошкольного возраста.
Преподавание и обучение детей в дошкольных учреждениях, детских садах и начальной школе всегда опирались на творческие предметы, чтобы дети осознали окружающий мир и свои собственные творческие и художественные способности - несмотря на то, что в последнее время более важными считаются чтение, письмо и математика. В эпоху Просвещения XVIII века, в романтическом педагогическом движении, начиная с Руссо, Песталоцци и Фребеля, эстетическое воспитание было признано не менее важной областью изучения, чем логика и этика, в качестве основы для обучения. Хотя понятие эстетического воспитания на сегодняшний день изменилось с чувственного опыта на знания о красоте, возвышенности и искусстве, эстетические предметы в том виде, в котором мы их знаем, нашли свое отражение в самых первых попытках создать формальное образование для детей в дошкольном и начальном школьном возрасте, в такой деятельности, как песня, музыка, рисование, лепка, аппликация, рифма, стих, игры, танцы и т.д. Изобразительное искусство может стать важной и богатой областью обучения для детей младшего возраста.
Целью художественно-эстетического воспитания является приобщение к изобразительному искусству, развитию детского творчества, формированию эстетического отношения к окружающему миру. Содержание художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста представлено в разделах комплексных программ дошкольного образования и в парциальных программах. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева (М., 2014) художественно-эстетическое развитие предусматривает приобщение к искусству, развитию изобразительной деятельности, конструктивно – модельной деятельности, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Актуальность использования нетрадиционных методов рисования состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы, а знакомит детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, таким образом, дети учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. В результате данной деятельности развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но в индивидуальной работе и в групповой работе с детьми, а также в свободной деятельности детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
В основном многие педагоги придерживаются стандартных способов изобразительной деятельности и используют традиционный набор изобразительных материалов во время занятий с детьми. Тем самым, порой сами того не желая, они ограничивают проявление творческих способностей у малышей. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества, так как у детей еще не хватает прочных навыков, знаний и опыта, чтобы на их основе самостоятельно создавать задуманное. Именно поэтому, воспитатель второй младшей группы № 11 совместно с педагогом-психологом МБДОУ д/с № 47г. Белгорода решили ввести в изобразительную деятельность дошкольников нетрадиционные, разнообразные техники рисования и описать полученные результаты в данной статье.
Изучив основные психолого-педагогические особенности развития изобразительных навыков у детей с учетом их возрастных особенностей, перед педагогами стояла задача не просто обучить правильно держать в руках кисть или карандаш, а заинтересовать, побудить к творчеству, предоставить детям свободу действий, которая будет работать на итоговый результат. Для начала, педагогом-психологом было проведено наблюдение за деятельностью детей во время обучающих занятий, определен уровень навыков детей рисованию, их заинтересованность, вовлеченность и далее, уже по полученным результатам, воспитатель совместно с педагогом-психологом разработали комплекс занятий по изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных методов рисования. На данный момент существует огромный выбор разнообразных техник изобразительной деятельности, в своей работе педагоги выделили основные, более подходящие для конкретного возраста и интересные детям это: 1) рисование пальчиками; 2) рисование ватными палочками; 3) кляксография; 4) рисование губкой по трафарету; 5) рисование ладошками.
Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения, он обеспечивает ребенку свободу действий, помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия. Детям очень нравится данный способ рисования еще и тем, что их не зажимают в рамки, здесь не нужно сосредотачивать свое внимание на других деталях, таких как правильно ли держит руку, много воды или мало, как расположен лимит по отношению к ребенку и т.д. Во время занятий взрослый легко может отследить, нравится ребенку данная техника или нет, насколько она эффективна и полезна. Мы выяснили, что рисование пальчиками дает ребенку много новых ощущений: густота краски, плотность и шершавость бумаги, размазывание красок по по бумаге. Малыш еще не чувствовал ничего подобного. Он не просто рисует, а учится контролировать свое тело, координировать движения, ведь сразу провести линию для него не так-то просто. Так развивается тактильная чувствительность. Еще не менее занимательными видами изобразительной деятельности для детей 3-4 лет стали техники рисования ватными палочками и поролоновой губкой. Здесь детей увлекает больше не сам процесс рисование, а желание увидеть итоговый результат, так как в большинстве случаев рисование происходит с помощью трафаретов, тем самым дети не боятся делать мазки на листе бумаги, они более уверенно выполняют задание, чем кистью или фломастерами, а рисунок всегда можно дополнить деталями. Рисование ватными палочками очень простой метод: кончик палочки просто окунается в краску (лучше всего использовать гуашь), а затем ребёнок оставляет отпечатки на основе, к примеру можно выполнить задание в виде заплаток, детям будет очень интересно заполнять пустующие места точечками. Для групповых занятий больше всего подходит техника рисования ладошками, так как с ее помощью можно выполнить совместную работу, где ни один ребенок не останется в стороне, каждый оставит свой след на ватмане, а в итоге выйдет красивая картина, сделанная командой. В результате такой деятельности, дети постоянно находятся в игре, они не ограничиваются рамками и стандартами и не бояться сделать ошибку, тем самым развитие детей происходит более благоприятно и без нагрузки на их нервную систему.
Практически на каждом занятии присутствовал педагог-психолог и наблюдал за деятельностью детей, насколько интересен каждый из предложенных им техник рисования, есть ли у детей трудности в восприятии или выполнении поставленных перед ними задач. Далее совместно с воспитателем обсуждались результаты проведенной работы и корректировались следующие занятия. В результате чего, было определено, что занятия с детьми 3-4 лет обязательно должны происходить в форме игры, не должны быть скучными и однообразными, именно поэтому стоит пробовать новые техники обучения детей, в том числе и техники рисования. Ведь в процессе игры ребенок учиться мыслить нестандартно, он не боится находить верные решения или делать ошибки.
В нашем ДОУ по итогам проведенной работы с нетрадиционными техниками рисования, было выявлено, что у детей обогащается эмоциональная сфера, они удивляются необычным материалам, способам работы с ними, а так же получаемым в итоге образам. Дети испытывают искреннюю радость при занятии творчеством, они не стесняются проявлять свои таланты, не закрываются в себе, а чувствуют себя более самостоятельными и значимыми. Нетрадиционные техники очень хорошо развивают мелкую моторику (например, при рисовании ладошками или пальчиками задействованы непосредственно нервные рецепторы рук, при работе со штампами требуется определённое напряжение кисти. При этом дети работают легко и непринуждённо. Это очень важно для воспитанников младшей группы, которым часто не хватает усидчивости и терпения. Смешивание цветов, нахождение новых оттенков формирует цветовосприятие, эстетический вкус.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Специфика занятий искусством предоставляет широкие возможности для приобщения к прекрасному, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, помимо общеэстетического воздействия, оказывает на ребенка свое специфическое влияние. Изобразительная деятельность имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств индивида, его умственных и эстетических способностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что художественная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Список литературы:
1. Дубровская Н.В., Яркие ладошки/ Н.В. Дубровская - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2014-С. 4.
2. Ефремова Н.Л. Учимся различать цвета и запоминать их названия. // Дошкольное воспитание – 2012 - №2. С. 2-6.
3. Ильина А.Ю. Рисование нетрадиционными способами//Дошкольное воспитание. – 2016 - №7. С. 48-49.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа/ И.А. Лыкова - М.: Карапуз-дидактика, 2017. - 158 с.