Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УРОКУ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Матвеева Наталья Михайловна,
учитель английского языка,
МАОУ "Вадская СОШ",
с. Вад
«Tell me – and I’ll forget, show to me – and I’ll remember, let me do – and it will be mine forever!» (Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, позволь мне сделать это станет моим навсегда.)
Benjamin Franklin.
В современной школе перед учителем стоит множество задач, в том числе не только передать обучающемуся знания и технологии по своему предмету, но и воспитать и сформировать всестороннюю личность, способную к творчеству, умеющую нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения различных проблем. В процессе обучения необходимо создать условия для проявления личностных особенностей обучающихся и, конечно, сформировать систему развития и поддержки талантливых детей. Безусловно, для решения всех поставленных задач одних уроков бывает недостаточно, и здесь на выручку приходит внеурочная деятельность по изучаемым предметам.
Внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования.
Основными отличиями внеурочной деятельности от учебной являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы, прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме вечеров, концертов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.
Формы внеурочной деятельности достаточно многообразны. Сейчас мы рассмотрим несколько классификаций. Чаще всего их делят по количеству участников:
Ø индивидуальные (исследовательские задания, конструкторские работы, творческие разработки и проекты и др.);
Ø групповые (секции, кружки, конференции и др.);
Ø массовые (вечера,КВН, викторины,выставки, спектакли, предметные недели и др.)
К индивидуальной внеклассной работе можно отнести работу, которая проводится с отдельными учениками: подготовка сообщения или доклада, чтение книг, разучивание стихов, песен, отрывков из литературных произведений на иностранном языке, изготовление наглядных пособий, оформление стенгазет, издание буклетов, составление кроссвордов, ребусов.
К групповые формам внеклассной работы по английскому языку можно отнести кружки: разговорные, вокальные, драматические, грамматические, страноведческие, переводчиков, внеклассного чтения и т.п.
Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников (примерно 10—15 человек), объединенных общими интересами. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.
К массовым формам внеклассной работы можно отнести конкурсы, олимпиады, мастер–классы, викторины, игры, тематические вечера, конференции, неделю английского языка.
По содержанию можно выделить такие формы внеурочной работы по предмету «Иностранный язык»:
1.         Соревновательные (конкурсы, олимпиады, викторины)
2.         Средства массовой информации (стенгазета, объявление)
3.         Культурно-массовые (праздники)
4.         Учебно-исследовательская деятельность
5.         Игровая деятельность (различные пособия, игры на свежем воздухе и т.д.)
Данные виды деятельности обладают невероятно высокой значимостью для развития личности обучающегося. Во-первых, безусловно, это развитие познавательной активности и потребности к творчеству, развитие самостоятельности при поиске материала, формирование навыков написания и оформления исследовательских работ, опыт публичных выступлений и т.д. Перед педагогом стоит задача привлечь внимание ученика к внеурочной деятельности таким образом, чтобы ребёнок сам проявил инициативу и интерес к подробному изучению одной из тем, только в таком случае можно добиться высокого образовательного результата.
В своей работе я провожу следующие мероприятия:
1.         Очные, заочные и дистанционные олимпиады.
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными в развитии собственного образования.
2.         Конкурсы.
Конкурсы служат успешному осуществлению образовательных задач, позволяют развивать у учащихся чувство коллективизма, инициативу и активность. Участие в конкурсах мотивировано, как правило, желанием учащихся стать победителем, при этом активизировать материал, усвоенный на уроках. Например, Конкурс «Занимательный английский язык», различные страноведческие и грамматические конкурсы и конкурсы эрудитов. Викторины на иностранном языке обеспечивают значительный практический эффект. Они позволяют обобщить материал по темам, а также привлечь новую информацию.
3.         Выставки творческих работ учащихся, газет и проектов.
Наличие авторских детских работ в кабинете, которые используются в учебном процессе, выполняют две функции: это и учебные пособия, используемые как дидактические средства обучения, и предметы, имеющие большое воспитательное значение, т.к. являются позитивным примером для подражания.
4.         Праздники, «Календарь знаменательных дат» (День Святого Валентина, Рождество, Хэллуини др.), «Праздник алфавита ABC», «Праздник сказки».
5.         Конкурс чтецов
Уделяя внеурочной работе серьезное внимание, учителя вправе рассчитывать на ее положительный результат. У учащихся формируется устойчивый интерес к изучению иностранного языка. Из года в год все большее количество учащихся изъявляет желание принимать участие во внеклассных мероприятиях.
Элементы проектной деятельности, учебные проекты также являются мотивацией для изучения иностранного языка. Дидактическая сущность метода проектов выражается в том, что каждый проект – это реализация большого количества межпредметных связей, интегрированного обучения в действии. Мини-проекты, рассчитанные на урок, не дают возможность спланировать действия, продумать их, найти оптимальный способ достижения цели, изготовить продукт проекта, презентовать его, отрефлексировать весь процесс. Основная цель любого проекта на английском языке – коммуникация, формирование, развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщает к новой культуре. Работа над проектом развивает у учащихся самостоятельность.
Организуя внеурочную деятельность по английскому языку, учителю следует широко применять элементы здоровьесберегающих технологий. Необходимо предусмотреть виды работ, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряжённости, такие как физкультминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности.
Подводя итог, отметим, что создание комфортной образовательной среды очень важно для повышения мотивации к изучению иностранного языка. Для познавательной мотивации к изучению иностранного языка необходимо использование активных методов обучения и сочетание различных видов деятельности. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках иностранного языка, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.
В результате, дети, активно участвующие во всех этих мероприятиях, более развиты, раскованы в языковом общении по сравнению со своими сверстниками.
Таким образом, внеурочная деятельность целиком направлена на развитие целеустремленности, настойчивости, привитие детям чувства прекрасного и развитие их творческих и индивидуальных способностей. Использование в настоящее время таких коллективных форм работы (обучение в сотрудничестве) способствует реализации воспитательных целей обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение. В данном виде деятельности формируется человек культуры.
Список использованной литературы:
1.Смирнова А.Н., Фадеева Е.А. Нетрадиционные формы организации внеклассной работы – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011.
2.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам – М.: Просвещение, 2005.
3.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения).
Декабрь 2021