воспитатель
Караваева Елена Александровна,
воспитатель
МДОУ - детский сад № 34 «Звёздочка»,
Московская область, г. Серпухов
Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и развития речи. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте.
Образная речь детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности:
- наличие представлений у детей о средствах выразительности;
- понимание детьми смыслового богатства слова, смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;
- понимание и овладение переносным значением многозначных слов;
- способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;
- использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
- владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;
- умение использовать разнообразны грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);
- использование в речи синонимов и антонимов;
- осознание обобщенного смысла.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества загадка занимает особое место.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей понимание образной стороны речи.
Все практики отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывания и отгадывания загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.
Отгадывание загадок предполагает наличие представлений о целом ряде предметов и явлений. Играя в загадки, ребёнок как бы сдаёт экзамен – хорошо ли он уже познакомился с окружающим миром?
Загадка заставляет ребёнка всматриваться в окружающую действительность, быть наблюдательным, уметь сосредоточить внимание на каком-то предмете или на слове, которое называет его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Ребёнок учится находить поэзию в самых простых вещах. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, становится очередной ступенькой в развитии его мышления и речи. Коллективное отгадывание загадок с последующим их обсуждением даёт возможность взрослым (педагогам, родителям) формировать у ребёнка коммуникативные способности.
Способы построения загадки разнообразны. Чаще загадка строится на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение и т. д.).
Чтобы отгадать загадку, нужно быть хорошо знакомым с признаками предмета, уметь их выделять, связывать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Надо уметь наблюдать явления в развитии, в сложных и многообразных связях, это помогает построению правильных суждений и умозаключений.
Изобразительно-выразительные средства загадок богаты и разнообразны:
- употребление слова в переносном значении (внешний вид, общее назначение, частные признаки предметов);
- сопоставление с человеком (олицетворение, иногда используются личные имена;
- многозначность слова;
- применяются эпитеты и сравнения.
В загадках также могут сочетаться различные изобразительно-выразительные средства.
Условия отгадывания:
- системность в наблюдении (за листьями, за ягодами);
- понимание содержания загадки;
- обучение объяснению и доказательству отгадки;
- проведение опыта (например, снег);
- дидактические игры («Кому что нужно», «Что для чего нужно», «Что из чего сделано»);
- непосредственные действия с предметами в труде, в игре (название предмета, части предмета, материал из которого сделан предмет).
В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы используем загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям этого возраста предлагаются более сложные виды логических задач, чем в среднем дошкольном возрасте: сравнение, исключение, сопоставление и др. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному, например, «Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед). По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед) ». В таких случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка. Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому следует обращать внимание на построение загадки: "Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?" Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний.
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. Такие малые фольклорные формы мы используем в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Конечно же, мы используем загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка служи при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, позволяет закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Важно научить дошкольников составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывали загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводилась, тем интереснее загадки придумывали дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, дети придумывали загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашние животные, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки мы записывали в оформленные альбомы, которые в дальнейшем использовали в работе: на занятиях, в игре.
Работая в данном направлении, мы опираемся на разработки кандидата педагогических наук А. А. Нестеренко, которая разработала модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.
Развитие связной речи на занятиях с использованием загадок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.