Высшая школа делового администрирования
Конференции

КАКОЙ ЖЕ ОН - СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК

Бабурина Елена Владимировна,
воспитатель,
ГБДОУ детский сад №82 комбинированного вида
г. Санкт-Петербурга
Основная тема, проходящая сквозь мою работу – это обучение и воспитание детей согласно требованиям современного общества, а также возможность воспитателей в использовании творческого подхода в работе с детьми. Тема очень актуальна на современном этапе образования, так как воспитателей все чаще ограничивают в возможностях полноценной работы с детьми, заваливают ненужной бумажной работой так, что на детей совсем не остается времени.
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» - фраза, сказанная Оскаром Уайльдом, остается современной и в наши дни, так как каждая семья хочет видеть своего ребенка только счастливым. Для этого надо приложить немало усилий. Мне кажется, что в этом процессе иногда взрослые «опускают руки». Мы забыли, что воспитание дошкольников не ограничивается только лишь «нравоучительными» беседами в стенах детского сада. Воспитание, прежде всего, происходит в ближайшем окружении ребенка и за пределами ДОУ. Тот социум, в котором находится малыш, имеет большую воспитывающую силу. Наше собственное поведение – самая решающая вещь. Мы воспитываем ребенка не только тогда, когда с ним разговариваем, поучаем, приказываем. Мы воспитываем ребенка даже тогда, когда нас рядом нет. Как одеваемся, как разговариваем с другими людьми и о других людях, как радуемся и печалимся, как обращаемся с друзьями и врагами, как смеемся, слушаем – все это имеет для ребенка большое значение.
Воспитание начинается в семье - это истина. Семья, детский сад и другие службы должны действовать согласованно, быть неразделимы в вопросах воспитания – это одна из проблем современности. Это подчас не всегда выполнимая задача. К сожалению, на практике мы же видим обратную картину. Формируя в детях любовь к ЗОЖ, дети в социуме видят употребление алкоголя и курение как норму. Поэтому воспитание настолько сложный и трудоемкий процесс.
В настоящее время дети развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями – компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, сотовые телефоны, рекламные ролики, новинки кинематографа. Это проблема номер два. Какой же он, современный ребёнок? Он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, общительный, раскрепощённый и застенчивый, поверхностный и глубоко мыслящий, беззаботный и деятельный – в общем, противоречивый.
Сегодняшние дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к восприятию информации. Дошкольники иногда могут делать неожиданные выводы и умозаключения, что невольно начинаешь думать о преждевременном взрослении современных детей. Работая с детьми 6-7-летнего возраста, исходя из наблюдений и изучив литературу, можно сказать, не смотря на большую информированность, возникает третья проблема. Очень быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, с замедленным психическим развитием, с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных.
Современные дети говорят много, но плохо. Дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Их трудно удержать на одном месте. У них повышена возбудимость и гиперактивность. Поэтому моя основная задача воспитания дошкольника в первую очередь должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития концентрации внимания, а также двигательного опыта и физического здоровья.
У современных детей повышены тревожность и агрессия - это четвертая проблема, на мой взгляд. Чаще всего дети проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации. Если воспитатель занимает позицию опытного партнёра, то это выражается в детской инициативности и самостоятельности. У современных детей преобладает рефлекс свободы, думаю, это пятая проблема.
Учитывая факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют, я считаю. что развитие их духовной сферы должно протекать в рамках системы отношений (семейных, отношений между воспитателем и ребёнком, когда ребёнок выступает равноправным партнёром по общению и совместной деятельности). При таких условиях у детей развивается ощущение успешности и уверенности в собственных силах.
Я считаю, что применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога – это шаг навстречу детям.
Использование ИКТ при организации воспитательно - образовательного процесса с детьми повышает познавательную активность и мотивацию дошкольников к обучению, способствует наиболее широкому раскрытию способностей. Я не стану перечислять все используемые современные технологии, но отмечу, что активная деятельность – это наиболее успешный вид восприятия информации. Этот метод затрагивает не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации.
В заключение следует сказать, что невозможно в воспитании и обучении современного ребёнка применять традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, владение инновационными технологиями.

Декабрь 2021