старший воспитатель
МБДОУ № 74 г. Калуги
Одной из важнейших задач политики государства на современном этапе выступает задача организации всестороннего партнерства, одной из форм которой выступает сетевое взаимодействие между дошкольным образовательным учреждением и другими социальными партнерами.
В целях реализации общеобразовательной программы дошкольного образования, в исполнении закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ», ФГОС ДО от 17.10.2013 г. №1155 некоторые задачи дошкольного образования решаются нами с помощью сетевого взаимодействия с организациями образования и культуры города Калуги.
Организация работы в рамках сетевого взаимодействия обусловлена рядами причин:
Во-первых, изменение приоритетов социально-экономического развития Российского общества, вызывает потребность в создании условий для индивидуального развития каждого ребенка, самореализации личности ребенка.
Во-вторых, необходимость более тесного взаимодействия организаций образования и культуры обусловлена возможностью сохранения и развития образовательного пространства социума.
В-третьих, в силу недостаточности материальной базы и детский сад, и организации образования и культуры по отдельности не в состоянии в полной мере удовлетворить дополнительные образовательно-культурные потребности современных дошкольников (а также запрос родителей), что обусловливает необходимость координации их взаимодействия друг с другом.
Сказанное выше свидетельствует о необходимости и целесообразности взаимодействия организаций дошкольного и школьного образования и организаций культуры, совместное использование их ресурсов в решении образовательных задач.
«Сетевое взаимодействие — означает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усилению их преимуществ». (Золотарева Ангелина Викторовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры дополнительного и технологического образования, заслуженный учитель РФ, ректор института развития образования)
В организованное нами сетевое взаимодействие вошли:
Название учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 74 «Радость» города Калуги (МБДОУ № 74 г. Калуги)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная образовательная школа № 35» города Калуги (МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги)
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Культурно-досуговое объединение» филиал Канищевский Сельский культурно-досуговый центр (МБУК «КДО» филиал Канищевский СКДЦ)
ГКУК КО «Калужская областная детская библиотека» (ГКУК КО«КОДБ»)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 6» г. Калуги (МБОУДО «ДШИ № 6» г. Калуги)
Направления сетевого взаимодействия
- проведение совместных мероприятий в учебное время, таких как концерты, выставки, мастер-классы, презентации, экскурсии, литературные и музыкальные вечера, спортивные праздники и развлечения, лекции – концерты, акции, игровые программы, конкурсы чтецов и т.д.;
- просветительская деятельность;
- оказание методической помощи педагогам;
- информационное сотрудничество.
Перечень указанных выше направлений взаимодействия не является исчерпывающим и может дополняться по согласованию Сторон. Любая из Сторон может инициировать мероприятие, которое после согласования будет поддержано другими Сторонами.
Механизмы сетевого взаимодействия
1. Стороны ежегодно разрабатывают и утверждают план совместной деятельности по вышеперечисленным направлениям сотрудничества
2. Каждая из сторон готовит предложения по реализации взаимодействия по указанным выше направлениям и доводит их до сведения других Сторон.
3. После совместного рассмотрения предложений по каждому из указанных выше направлений Стороны заключают соответствующие договоры.
На одной из встреч в рамках сетевого взаимодействия внимание было обращено на такую проблему, как низкий познавательный интерес старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам, их истории, традициям празднования, атрибутам.
При детальном рассмотрении проблемы выяснились ее причины:
1. Недостаточно внимания уделяется вопросам заинтересованности родителей (законных представителей), педагогов, социальных партнеров вопросами формирования познавательного интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам;
2. Отсутствие диагностического материала по выявлению уровня сформированности представлений старших дошкольников и младших школьников о народных и государственных праздниках;
3. Отсутствие плана мероприятий для работы с родителями (законными представителями), педагогами, социальными партнерами для повышения уровня заинтересованности вопросами решения проблемы повышения интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам;
4. Отсутствие комплекса мероприятий от организаций образования и культуры города Калуги для повышения интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам;
5. Отсутствие механизма информирования родителей (законных представителей) о мероприятиях (праздниках), организуемых управлением культуры города Калуги;
6. Отсутствие системы работы по формированию интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам.
Коллегиально было принято заняться решением данной проблемы.
Таким образом, родилась идея реализации проекта.
Тема проекта:
«Система работы по формированию познавательного интереса к народным и государственным праздникам у старших дошкольников и младших школьников в рамках сетевого взаимодействия МБДОУ № 74 г. Калуги с организациями образования и культуры города»
Цель проекта
Создание системы работы по формированию познавательного интереса к народным и государственным праздникам у старших дошкольников и младших школьников в рамках сетевого взаимодействия МБДОУ № 74 г. Калуги с организациями образования и культуры города»
Задачи
1. Разработать анкеты по изучению мнения родителей (законных представителей), педагогов и социальных партнеров об актуальности формирования познавательного интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам;
2. Разработать диагностический материал по выявлению уровня сформированности представлений старших дошкольников и младших школьников о народных и государственных праздниках;
3. Разработать план мероприятий для работы с родителями (законными представителями), педагогами, социальными партнерами для повышения уровня заинтересованности вопросами решения проблемы повышения интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам;
4. Разработать комплекс мероприятий совместно с организациями образования и культуры города Калуги для повышения интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам;
5. Разработать механизм информирования родителей (законных представителей) о мероприятиях (праздниках), организуемых управлением культуры города Калуги;
6. Описать систему работы по формированию интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам.
Участники проекта
Воспитанники старшей и подготовительной групп МБДОУ № 74 г. Калуги, учащиеся 1 – ых классов МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги, родители (законные представители), педагоги, социальные партнеры
Членами сетевого взаимодействия был составлен рабочий план реализации проекта.
Проект был рассчитан на 2 года и включил в себя работу со старшими дошкольниками и младшими школьниками, их родителями и педагогами по организации работы по следующим народным и государственным праздникам:
1. День знаний
2. Новый год и Рождество
3. День Победы
4. День защиты от экологической опасности или день экологических знаний
5. День защитника Отечества
6. Широкая Масленица
7. День космонавтики
Расскажу о том, как строилась работа на примере празднования дня Победы.
Для старших дошкольников и младших школьников был организован цикл экскурсий в музей боевой славы в МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги, экскурсоводами в котором были не только учитель истории МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги, но и учащиеся школы под его руководством.
В начале работы по данному празднику была объявлена выставка рисунков и поделок «Великая Отечественная война глазами детей», посетить которую можно было на протяжении всего праздника.
Детская школа искусств № 6 провела для детей мастер-класс «Открытка к 9 Мая», после которого была организована акция «Поздравь ветеранов», в ходе которой старшими дошкольниками и младшими школьниками расклеивались поздравления по всему микрорайону.
Основная образовательная школа № 35 провела тематический спортивный праздник «Вставай страна огромная…», где прошли соревнования между старшими дошкольниками и первоклассниками.
Для педагогов были организованы консультации от МБДОУ № 74 г. Калуги и КОДБ «Расскажите детям о войне с помощью художественной литературы».
Библиотекари детской областной библиотеки провели для детей презентацию с выставкой детской литературы, которая была оставлена в детском саду, на тему «Великая отечественная война в детской художественной литературе».
Детский сад для родителей организовал презентацию «День Победы», которая вдохновила их на беседы с детьми по данной теме.
Для детей был организован литературный вечер «Здесь птицы не поют…» с презентацией «Великая Отечественная война на Калужской земле», в организации которого приняли участие МБДОУ № 74 г. Калуги, МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги, ГКУК КО КОДБ.
Детский сад совместно со школой организовали для педагогов, являющихся членами сетевого взаимодействия, викторину «Дорога к победе», с помощью которой в занимательной форме уточнились знания педагогов о Великой Отечественной войне.
Калужская областная детская библиотека провела для старших дошкольников и младших школьников мастер-класс «Голубь – символ мира», а затем представила вниманию детей презентацию «Каждый ребенок – герой!». Кроме того, дети и родители могли в вечернее время посетить цикл просмотра мультипликационных фильмов о Великой Отечественной войне на базе СКДЦ (просмотр мультфильмов на широком экране).
Детской школой искусств был организован лекция-концерт, посвященный дню Победы – «Дорогами войны».
Детская областная библиотека для родителей организовала презентацию с выставкой детской литературы на тему «День Победы: немного истории». «Детские книги о ВОВ», а детская школа искусств – мастер-класс «Открытка для ветеранов».
Для педагогов был организован круглый стол на тему «Организация досуговой деятельности со старшими дошкольниками и младшими школьниками в организациях образования и культуры города Калуги», по результатам которого было проведено одноименное родительское собрание.
Закончился цикл мероприятий, посвященных великой Победе, праздником с выставкой рисунков и поделок «Аты, баты, шли солдаты…» и митингом-концертом «Какой ценой победа нам досталась», в которых приняли участие все члены сетевого взаимодействия.
После проделанной работы для родителей была организована презентация «День Победы», где был представлен отчет о мероприятиях, проведенных в рамках празднования дня Победы.
Для всех членов сетевого взаимодействия, после работы, посвященной одному празднику, проводится совещание для анализа всех проведенных мероприятий для возможной корректировки последующих мероприятий с учетом положительных и отрицательных моментов, выявленных в ходе работы.
Примерно такая же работа была организована по другим народным и государственным праздникам, где помимо выше озвученных видов работы проводились КВНы, конкурсы чтецов, экскурсии в комплекс информационно-библиотечного обслуживания (КИБО), издавались буклеты, проходили совместные мероприятия детей с родителями, например, спортивный праздник «Папа, мама, я – дружная семья», тематические развлечения... Педагоги и дети приняли участие в конкурсах разного уровня, где представляли результаты своей деятельности (конспекты, сценарии, мастер-классы, рисунки, поделки).
Краткосрочные результаты реализации проекта
1. Разработаны анкеты по изучению мнения родителей (законных представителей), педагогов и социальных партнеров об актуальности формирования познавательного интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам;
2. Разработан диагностический материал по выявлению уровня сформированности представлений старших дошкольников и младших школьников о народных и государственных праздниках;
3. Разработаны планы мероприятий для работы с родителями (законными представителями), педагогами, социальными партнерами для повышения уровня заинтересованности вопросами решения проблемы повышения интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам;
4. Разработан комплекс мероприятий совместно с организациями образования и культуры города Калуги для повышения интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам;
5. Разработан механизм информирования родителей (законных представителей) о мероприятиях (праздниках), организуемых управлением культуры города Калуги;
6. Описана система работы по формированию интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам.
7. Старшие дошкольники и младшие школьники знают некоторые (как минимум те, с которыми работали) народные и государственные праздники: когда отмечается, атрибутика праздника, история празднования; с удовольствием принимают участие в мероприятиях, проводимых в рамках реализации проекта; участвуют в выставках, конкурсах, викторинах и т.д.; ищут информацию о праздниках у взрослых (воспитатели, родители, родственники), в библиотеке, с помощью родителей в интернет – источниках.
Долгосрочные результаты реализации проекта
1. Успешная адаптация дошкольников к школьному обучению.
2. Старшие дошкольники и младшие школьники станут активными пользователями библиотек, запишутся в школу искусств или на кружки.
3. У старших дошкольников и младших школьников повысятся коммуникативные способности.
4. Некоторые дети сумеют преодолеть стеснение, замкнутость.
5. У детей появится интересная внешкольная жизнь.
6. Старшие дошкольники и младшие школьники будут иметь активную жизненную позицию.
Итак, организованная таким образом работа четко показывает, что:
Все члены сетевого взаимодействия взаимодействуют друг с другом:
1. Составление совместных планов работы;
2. Проведение мероприятий для педагогов (консультаций, семинаров, мастер – классов, презентаций и т.д.);
3. Предоставление кадровых, материально – технических и информационных ресурсов друг другу по мере необходимости (по запросу, по плану работы)
Все члены сетевого взаимодействия взаимодействуют с родителями:
1. Консультации для родителей в печатном виде (размещаются на стендах организаций);
2. Проведение мероприятий для родителей (консультаций, родительских собраний, мастер – классов, презентаций и т.д.);
Все члены сетевого взаимодействия взаимодействуют со старшими дошкольниками МБДОУ № 74 г. Калуги и младшими школьниками МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги:
Проведение мероприятий для старших дошкольников МБДОУ № 74 г. Калуги и младших школьников МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги (мастер – классы, КВНы, лекции – концерты, спортивные развлечения, тематические досуги, презентации, выставки художественного творчества, выставки художественной литературы, игровые программы, просмотр мультипликационных фильмов, кукольных представлений и т.д.)
Кроме того, родители, благодаря проведенной работе, стали больше взаимодействовать со своими детьми: участие в совместных выставках, конкурсах, мероприятиях, организованными членами сетевого взаимодействия, беседы с детьми по результатам проведенных консультаций, презентаций, мастер – классов и т.д. Родители стали больше играть с детьми как в дидактические и настольно – печатные игры, так и в подвижные народные игры. Родители интересуются жизнью детей в образовательном учреждении. Сейчас они стали не сторонними наблюдателями, а активными членами образовательного процесса.