Высшая школа делового администрирования
Конференции

УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Рыбина Екатерина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ СОШ № 18,
г. Череповец
Речь – основа умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется также в речевой деятельности. Логическая, чёткая, доказательная, образная, устная и письменная речь учащихся – показатель его умственного развития.
Одной из причин нарушения формирования речи у детей с ОВЗ является слабость и быстрая истощаемость их речевой деятельности, а также особенности мотивации. В тех случаях, когда у детей появляется интерес к теме рассказа, связные высказывания становятся более развернутыми, увеличивается количество слов в предложении.
Известно огромное значение упражнений в связной устной речи для овладения навыками письменной речи, при подготовке к письменным изложениям и сочинениям:
- восстановление деформированного текста;
- восстановление текста с пропущенными словами;
- изложение текста по вопросам к каждому предложению;
- составление рассказа по серии картинок и по вопросам;
- изложение текста по составленному плану;
- редактирование текста изложения.
Дети знакомятся с разными видами работ, в процессе выполнения строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал от рассказа по картине; какая разница между подробным пересказом и изложением.
С целью формирования навыков смыслового (внутреннего) программирования текста рекомендуются следующие виды работ:
1. Сравнение двух сходных сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов. Этот вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки, выделению элементов изображенной ситуации, ее анализу, т.е. развитию аналитико-синтетической деятельности, в частности формированию способности сравнивать.
2. Работа с сюжетной и предметными картинками. Рекомендуются следующие задания:
а) подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения;
б) найти лишние предметные картинки, которые не соответствуют данной сюжетной картинке;
в) на основе анализа сюжетной картинки определить, изображения каких предметов отсутствуют в серии предметных картинок;
г) к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать соответствующую пару из предметных картинок (мальчик — сачок, дедушка — лопата, девочка — кукла и т.д.), опираясь на которые в дальнейшем, дети придумывают предложения.
3. Работа с серией сюжетных картинок. Рекомендуются следующие виды заданий:
а) восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которая затем изменяется. Дается задание восстановить ее;
б) отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему;
в) определить место «выпавшей» картинки среди других;
г) расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;
д) найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;
е) определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа учителем;
ж) найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок;
з) «распутать» два события. Детям предлагаются вперемешку сюжетные картинки двух серий (например, три картинки серии «На снежной горке» и три картинки серии «Верный друг»). Дается задание распределить картинки по двум смысловым группам.
4. Работа с текстом. В процессе работы над текстом одновременно осуществляется развитие умений как смыслового программирования, так и языкового оформления текста.
Используются следующие задания:
а) сравнить текст и совокупность изолированных предложений;
б) сравнить два текста: правильный и искаженный, правильный и с пропущенными смысловыми звеньями. Дети определяют в первом случае, что неправильно в тексте, во втором случае — что пропущено;
в) добавить одно—два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);
г) вставить пропущенные предложения в текст (с использованием сюжетных картинок);
д) составить небольшой рассказ с опорой на предметные картинки, слова (например: дети, лес; цветы, земляника, грибы; ель, белка);
е) работа с деформированным текстом.
С целью овладения языковыми средствами наряду с вышеописанными используются и следующие специальные задания:
а) назвать, какими словами обозначается предмет высказывания (например, в рассказе о медведе — словами медведь, он, зверь);
б) заменить в тексте слово, обозначающее главное действующее лицо события, другими словами (синонимами или местоимением);
в) определить, какие слова в тексте помогают связывать предложения друг с другом;
г) закончить предложение, которое начинается со связующего слова (а, поэтому, вот как, потом, наконец и др.);
д) добавить слова, соединяющие два соседних предложения текста.
С целью обучения и развития речи, формирования творческих потенций учащихся предлагается следующая система работы над связными художественными текстами.
Предварительный (подготовительный) этап до урока развития речи по данной теме.
Подготовка к очередному уроку развития речи осуществляется в течение всей недели. На этом этапе целесообразно использовать на уроках русского языка дополнительно к учебнику лексику по теме будущего урока развития речи для изучения программного материала. На занятиях расширяется круг знаний и представлений учеников по теме, развиваются их познавательные интересы, накапливается языковой материал. С этой целью используются для предварительного ознакомления различные аудиовизуальные материалы (картины, рисунки, записи), заучиваются текстовые фрагменты по теме (пословицы, поговорки, загадки, образные выражения, стихотворения).
Таким образом, перспективно мыслящие учителя используют этот этап в течение недели для усвоения учениками очередного программного языкового материала.
Урок обучения и развития речи на основе связного текста.
Подготовительный подэтап в начале урока предполагает:
-вводную беседу или вводное слово учителя с целью эмоционального воздействия на учеников; для создания атмосферы заинтересованности предлагаемой темой урока; мобилизации и актуализации уже имеющихся у учеников знаний и представлений из их собственного жизненного опыта;
-предтекстовые задания и вопросы, помогающие до чтения связного текста предварительно:
а) снять лексические, грамматические, семантические трудности в понимании содержания нового текста;
б) тренировать учеников в использовании в своей речи ключевых слов, грамматических конструкций, характерных для связного текста;
в) формировать навык техники чтения;
г) развивать навык языковой и смысловой догадки.
Основной подэтап работы над связным текстом на уроке предполагает:
- первичное выразительное чтение связного художественного текста учителем. Образцовый выразительный показ чтения учителя помогает правильно и эмоционально настроить учеников на восприятие текста и понять его содержание;
- вопросы и задания, помогающие проверить восприятие учениками общего смысла текста;
- вторичное чтение учениками текста по частям вслух; деление его на смысловые части.
Заключительный подэтап работы над связным текстом на уроке предполагает:
- чтение целиком связного текста учениками про себя;
- вопросы и задания, контролирующие понимание прочитанного и подготавливающие воспроизведение текстового материала;
- подготовка к написанию изложения, сочинения; составлению рассказа по теме изученного текста. На этом подэтапе работы предполагается использование всех рабочих материалов, собранных на предыдущих этапах, и обязательная опора на имеющийся жизненный опыт учеников. В классе в качестве завершающего момента урока осуществляется общая подготовка к будущей письменной творческой работе по теме изученного текста с опорой на его план.
Итоговый этап работы по развитию речи.
Творческие работы в 5 классе в большинстве случаев имеют обучающий, а не только контролирующий характер. Поэтому написание изложения, составление рассказа целесообразно практиковать для домашнего выполнения, чтобы ребёнок во время самостоятельной творческой работы не нервничал из-за лимита времени.
Декабрь 2021