Педагог-психолог
«Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение
«Детский сад «Лукоморье»
Нелегко найти человека, который не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх- такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхами, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе.
Подавляющие большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями развития и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относится, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются, длительное время –служат признаком неблагополучия, говорят о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей и воспитателей, не знаний ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличие у них самих страхов, конфликтное отношение в семье.
В последние годы специалисты отмечают рост детских страхов. Возникла проблема, как помочь детям и родителям преодолеть и устранить страхи.
Наличие проблем подобного рода обуславливает постановку цели моего исследовательского проекта- исследовать характер влияния психических состояний матерей на тревожность и страхи детей.
Объектом исследования являются: психическое состояние матерей, тревожность и страхи детей 5-7 лет.
Предметом исследования являются: взаимосвязь показателей психических состояний матерей (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность) с выраженностью тревожности и количеством страхов их детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
· проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы тревожности и страхов;
· изучить выраженность психических состояний матерей в категориях тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность;
· Определить уровень тревожности детей 5-7 лет и содержательный аспект детских страхов;
· Проанализировать характер влияния психических состояний матерей на уровень тревожности детей и виды детских страхов.
Методы, которые я применяла в своем исследовании:
· метод самооценивания (самооценка психических состояний Айзенк);
· проективный метод тематического рисования (А.И.Захаров);
· метод тематической беседы (А.И.Захаров);
· тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен);
· тематическое анкетирование матерей.
Исследование проводилось в три этапа. Совокупную выборку составили 41 ребенок старшей и подготовительной групп и их мамы.
Проведенное экспериментальное исследование позволило сделать выводы о связи психических состояний матерей с выраженностью тревожности детей, а также количеством и видами детских страхов.
· высокая ригидность матерей способствует увеличению количества страхов детей и повышает их тревожность;
· не обнаружилась значимых корреляций связей между показателями фрустрации матерей и уровнем тревожности детских страхов, что может быть связанно с тем, что ситуация фрустрации матери вызывает кратковременную дезорганизацию ее психической деятельности и не оказывает существенное влияние на состояния и поведения ребенка.
· Обнаружилась прямая зависимость между агрессивностью матерей и тревожностью детей (0,069), а также между агрессивностью матерей и количеством детских страхов (0,003): с повышением уровня тревожности детей увеличивается у них количество страхов;
· Самыми распространенными видами страхов в данной возрастной группе являются страхи физического наказания, одиночества, медицинские страхи;
· У детей, матери, которые обладают высоким уровнем фрустрированности преобладают медицинские и пространственные страхи.
Таким, образом я сделала вывод в своей исследовательской работе, что тревожность, фрустрированность, агрессивность, ригидность матерей оказывает существенное влияние на тревожность детей и изменения количества их страхов.