Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

БИОАДЕКВАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ – РЕАЛЬНЫЙ ШАГ НА ПУТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Верещак Елена Ивановна
педагог-психолог
МБОУ «ШКОЛА № 113 Г.ДОНЕЦКА»
г.Донецк
БИОАДЕКВАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ – РЕАЛЬНЫЙ ШАГ НА ПУТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Развитие образования на современном этапе ориентировано на мировой образовательный стандарт. Поэтому сегодня инновационные преобразования особенно актуальны в развитии современной школы.
Анализируя деятельность школы за предвоенный период, мы пришли к выводу, что непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся и педагогов имеют, во-первых, характер обучения и воспитания, содержание программ обучения, реализация учебно-воспитательного процесса, а также уровень общей и педагогической культуры учителя. А это говорит о том, что школа должна стать щадящей физическое и психическое здоровье учащихся и учителей, т.е. здоровьесберегающей и человечной.
Одним из неблагоприятных факторов в УВП является то, что основная часть педагогов имеют недостаточно знаний озакономерностях развития ребёнка, по физиологии и психологии, другим фактором является нерациональная организация и интенсификация учебного процесса, несоответствие методик возрастным особенностям школьников. Это и многое другое влияет на утомляемость учащихся, приводит к нервно-психическим нарушениям, иммунным и гормональным дисфункциям организма. Синдром утомления выражается в снижении работоспособности, раздражительности, вялости, повышенной отвлекаемости, или, наоборот, сопровождается головной болью, речевым и двигательным возбуждением.
Это дало нам толчок для принятия решения об использовании в работе биоадекватного обучения.
Творческая группа, в которой работали учителя всех ступеней обучения, занималась изучением ведущих модальностей, под которыми в психологии и теории обучения понимают основной механизм или способ восприятия мира, который опирается на специфический ряд ощущений: слуховых, зрительных, осязательных или кинестетических. Вся воспринятая информация преобразуется мозгом и создаётся в виде образа, модели. В правом полушарии хранится образно-чувственная информационная модель со своим цветом, вкусом, запахом, пространственными отношениями, а в левом – дискурсивно-логическая модель, в которой фиксируются размеры, соотношение частей, форма, вес, скорость, т.е. то, что мы привыкли измерять, исследовать. В этот миг человек неосознанно делает выбор, с какой моделью ему легче «общаться». Здесь кроется исток «логиков» и «лириков» («левополушарных» и «правополушарных» людей). Здесь исток либо однобокости, либо целостности мышления.
Определение стиля обучения и предпочтений учащихся в использовании полушарий мозга, дает возможность отыскать суперканал каждого ученика класса, т.е. самый быстрый способ, который они используют в учебной деятельности. Это позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным и целенаправленным.
При планировании работы была продумана система мониторинга всего комплекса показателей (психолого-педагогических и психофизических), которые отражают воздействие процесса образования на учащихся: провели исследование по трём направлениям – изменения психофизиологических показателей (включая оценку уровня стресса, утомления, напряжения и настроения, пр.), динамике психолого-педагогических характеристик (успеваемости, работоспособности, отношения к учёбе и др.), а также изменения состояния здоровья (статистика, объективные показатели, самооценка).
Педагоги творческой группы принимали активное участие в работе корпоративного университета: были разработаны и проведены мастер-классы, разработаны конспекты уроков, с использованием биоадекватных методик.
«Формирование целостного мышления в условиях модернизации образования» - проблема, которую мы поставили перед педагогическим коллективом в нашем учебном заведении. В центре внимания оказывается коммуникативная компетентность как ученика, так и педагога; показателем адекватно развитых коммуникативных способностей ученика – его активное участие в уроке и в общественной деятельности школы. Это зависит в значительной степени от уровня квалификации учителя, от его умения найти индивидуальный подход к каждому ученику, выбрать для него наиболее оптимальный способ усвоения материала в соответствии с его возможностями и способностями.
Концепция биоадекватного обучения хорошо вписывалась в концепцию нашей школы, поскольку коммуникативная компетентность напрямую связана с человеческим сознанием. Речемыслительная деятельность и развитие психики личности – это основа существования живой самоорганизующейся системы ЧЕЛОВЕК. Данное направление способствует развитию целостной речемыслительной деятельности, основанной на синтезе достижений квантовой физики, биологии, физиологии, системологии, информациологии и других наук и является методом развития целостного мышления.
Метацелью проектируемой модели стало создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих продуктивную образовательную деятельность, понимаемую как «индивидуальный либо коллективный способ и процесс формирования субъектом образования образа самого себя (самоидентификация) посредством индивидуального усвоения и переработки знаний, умений, навыков, выработанных человеком о природе-обществе-человеке» [1].
Поскольку отличительной особенностью данного биоадекватного метода является его ориентировка на развитие целостной естественной речемыслительной деятельности человека, и при его использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает педагогический процесс более результативным, то можно утверждать, что он органично объединяет в себе самые ценные педагогические подходы, существовавшие ранее. Биоадекватный метод ориентирован на развитие целостного мышления человека, формирование умения мыслить образами, т.е. естественным природным способом.
В работе большое внимание уделялось характеру выбора специальных приёмов для оптимизации психологического состояния учащихся, ведь от этого зависит успешность или неуспешность усвоения ими учебного материала. Для этого был проведён ряд семинаров-практикумов как для педагогов школы, так и для педагогов района.
Для снятия напряжения использовались интегрированные образовательные процессы, связанные с воздействием искусства на здоровье школьника: арт-терапия, музыкотерапия, изотерапия. Выяснилось, что эти методы не только повышают эффективность образовательного процесса, но и нейтрализуют напряжение, стресс, создают эмоциональную разрядку.
Во всех классах, с 1 по 10-ый, на уроках введены физкультминутки, проводимые по методике П.А.Деннисона и Г.Деннисон «Гимнастика мозга»[2], в основе которой лежит понимание взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности. 5 минут занятий по данной методике дают высокую умственную энергию.
Мы убедились, что согласованное, гибкое использование учителем всех каналов донесения информации до ученика, правильный выбор их соотношения применительно к конкретному учащемуся не только повышают эффективность процесса обучения, но и способствуют снижению психического напряжения ребёнка до физиологически оптимального уровня.
Уже сегодня видна положительная динамика роста физического энергопотенциала (на 16%), социальной адаптивности (на 21%), социометрического статуса (на 15%). Повысился уровень понимательной способности (на 22%) и уровень усвоения программного материала (на 12%).
Из традиционной информации о пропусках мы получили показатель социально-психологического здоровья классов. По результатам проведённого исследования мы выявили, что в классах, где применяются биоадекватные методики он значительно выше: так, в 1классе,контрольном, посещаемость составила 98%, а степень психологического благополучия 97%, а вот во 2 классе посещаемость составила 96%, а степень психологического благополучия 83%. Это свидетельствует о том, что степень ощущения психологического благополучия поддерживает у детей оптимистическое настроение и сохраняет здоровье в норме.
Мы стараемся так построить образовательный процесс, чтобы дети осознали, что бояться надо не микробов и вирусов, а своих неправильных действий, мыслей, нездорового образа жизни.
Кроме того, постоянно повышается уровень профессионализма учителей. Систематически проводятся открытые уроки с применением технологии целостного мышления, вопросы биоадекавтного обучения обсуждаются на заседаниях школьных методических объединений. Активизировалась деятельность КШЛ – команды школьных лидеров – за счёт притока в управленческие ученические структуры инициативных и творчески мыслящих ребят, которым именно это направление помогло открыть в себе видение собственных возможностей, изменить самооценку к лучшему и сформировать собственную «Я-концепцию». Они с удовольствием бегут на занятия в школу и не спешат домой после уроков. И это, в том числе, благодаря природосообразным, раскрепощающим детей образовательным технологиям, способствующим включению скрытых резервов человеческого организма.
Поэтому свою миссию мы видим в воспитании человека, способного к осмысленному преобразованию мира, биосферы Земли на основе общечеловеческих ценностей. Именно мы, педагоги, должны способствовать формированию нового человека, его мировоззрения и сознания, научить школьника строить систему ценностей таким образом, чтобы воздействие на окружающую среду, на биосферу не привело к разрушению самого ЧЕЛОВЕКА.
ЛИТЕРАТУРА
1.Н.В. Маслова. “Ноосферное образование”. Пособие для учителя. - Симферополь: «Доля»,2012 г.
2.Brain Gym: Teacher's Edition. Paul E Dennison and Gail E.Dennison. 2010 [Электронныйресурс]// http://stf-smtu.ru/index.php?option=com_co ntent&view=article&id=100&Itemid=141
Декабрь 2021