Высшая школа делового администрирования
Конференции

ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ. ПРОФИЛАКТИКА И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ

Бахрушина Елена Владиславовна,
воспитатель
МОУ детский сад № 355
г. Волгоград
В каждой группе каждого детского сада между детьми случаются конфликты. Это неизбежно так как дошкольники еще не умеют выстраивать взаимоотношения во время совместных игр, не имеют опыта конфликтного поведения и выхода из конфликта с минимальными потерями. У детей еще не сформированы способности вести диалог, договариваться, подчинять свои желания общему делу.
Должен ли взрослый немедленно вмешаться в детский конфликт? На этот вопрос можно ответить однозначно: «Нет». У конфликта есть положительная сторона – из любой конфликтной ситуации мы выходим с новым жизненным опытом, новыми знаниями и навыками. Конфликт можно рассматривать как своеобразный личностный рост. Задача воспитателя – не погасить конфликт в зародыше, а научить ребенка предотвращать конфликты и выходить из них мирным путем. Если же взрослый наблюдатель видит, что дети не справляются с ситуацией, вмешательство неизбежно.
Наиболее частые ссоры у детей младших групп возникают из-за игрушек, в среднем дошкольном возрасте из-за игровых ролей, в старшем дошкольном возрасте – из-за правил игры. То есть характер конфликтных ситуаций отражает возрастное развитие ребенка. Кроме того важно разглядеть характер ребенка, тип его конфликтного поведения. Кто он: - маленький агрессор, жалобщих, скрытник, всезнайка или лгунишка? Конфликтные дети умеют манипулировать сверстниками и вмешиваясь в ссору дошкольников воспитатель должен учитывать возраст детей, их характер, привычки, тип поведения и многое другое.
Для погашения уже разгоревшегося конфликта важно учить детей конструктивному способу выхода: предложить иную игрушку, договорится играть роль по очереди, выбрать игру, интересную для всех, и т.д. Отлично работают такие пособия как «скамейки примирения», «муфты примирения», которые сделают детей физически ближе, «ухо доверия», которому оба участника конфликта могут высказать свои обиды, «сундучок дружбы», и многое другое. А в прочем и старая добрая мирилка на мизинчиках не потеряла актуальности. Забавно наблюдать за тем, как сначала два обиженных человечка нехотя сцепив мизинцы и отвернувшись в разные стороны начинают говорить:
«Мирись, мирись, мирись,
И больше не дерись...»
А к концу незатейливого стишка на лицах расплываются улыбки и предмет спора уже забыт)
Но все же конфликты в детском коллективе лучше предупредить, чем разрешить. Наилучший метод профилактики конфликтов – коллективная деятельность. Работая над совместным проектом, дошколята учатся прислушиваться к желаниям других участников, находить аргументы для отстаивания своего мнения, прилагать усилия для достижения общей цели. Дети, которые умеют общаться, конфликтуют гораздо реже.
Также хорошо зарекомендовал себя метод личного примера. (Павлик не пускает Олю в домик. Воспитатель напомнил Павлику, как два дня назад Юра не дал ему свою машинку. И Павлик плакал от несправедливости, ведь все должны делиться). Не забывайте, что дети учатся и на примерах поведения воспитателя. Директивные указания, нежелание объяснять, беседовать, выслушивать ребенка, бессистемность и отсутствие контроля вряд ли научат дошкольника конструктивному поведению.
Помочь детям дошкольного возраста научиться распознавать собственные эмоции и эмоции окружающих, договариваться и общаться без конфликтов помогут беседы, сказки, ритуалы и правила: «Хочешь поиграть – попроси», «Давай договоримся», «Давай по очереди» и т.д. Учите детей приходить к компромиссу. Важно: однажды введенный ритуал или правило должны неукоснительно соблюдаться, напоминайте детям о них регулярно!
Начинайте день с ритуала приветствия, отслеживания настроения, рассказывайте детям сказки о дружбе, беседуйте о правилах совместных игр, заведите игрушку-мирилку и тайный сундучок, в который дети могут положить свою игрушку и быть уверенными, что ее не возьмут без спроса, заведите уголок уединения... Эти не сложные приемы помогут сделать атмосферу в группе миролюбивой и позитивной. Главное правило – мероприятия должны носить систематический характер.
Счастья и удачи вам и вашим воспитанникам.
Декабрь 2021