учитель
МОУ «Фоминская ООШ»,
д. Фомина Ирбитского района
Свердловской области
В новом тысячелетии человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. В связи с этим поиск оптимальных путей обучения, воспитания и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки.
Нужны определённые условия сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями.
Нормативно-правовые:
1. Определение содержания работы на основе анализа Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогического сопровождения и адаптированных программ для учащихся с ОВЗ.
Психолого-педагогические:
1. Определение методов и приёмов работы по развитию учащихся с особыми образовательными потребностями;
2. Формирование банка заданий для учащихся с ОВЗ;
3. Работа с родителями.
Информационные:
1. Формирование информационного поля в собственной деятельности по работе с учащимися с особыми образовательными потребностями через курсовую подготовку,
семинары, вебинары, самообразование;
2.Организация социализации детей с ОВЗ (посещение выставок, театра, музея и др.).
Экспертные:
1.Отбор критериев оценивания и самооценки, их внедрение в процесс обучения;
2. Работа с учащимися по ведению портфолио.
Грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить развитие каждого школьника, учитывая все особенности:
1.Индивидуальный подход.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Создание ситуаций успеха. Постоянное поощрение за малейшие успехи, развитие в подростке веры в собственные силы и возможности.
Можно использовать разные приёмы работы с учащимися с ОВЗ. Будь это приёмы, развивающие познавательную сферу, или же формирующие мотивацию. Я предлагаю вашему вниманию пять самых интересных и проверенных многолетней практикой.
Приём «Цветной диктант»
У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.
Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного яркого занимательного материала.
Цель приёма: через подбор яркого занимательного материала у учащихся повышается орфографическая зоркость и познавательный интерес к учению. Выполнение таких заданий формируют внимательность, наблюдательность, самооценку своей деятельности и, при необходимости, её коррекцию и др.
Суть приёма: подберите слова с ударными гласными и определите какую букву необходимо вставить. Ответы запишите в виде цветовой схемы.
П..тнистый, кр..чать, ст..кольный,..довитый, сл..дить, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.
Осуществите самопроверку:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Приём «Почтальон»
Цель приёма: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать умение анализа и обобщения и др.
Суть приёма: Почтальон (учитель или один из учеников) раздает учащимся приглашения, где указаны слова какой-либо группы. Дети работают с орфограммами и определяют, куда их пригласили (например, гря_ки, кали_ка, реди_ка, морко_ка – огород). Здесь можно сформулировать такие задания:
- подбирая проверочные слова, объяснить изученную орфограмму;
- составить предложения с данными словами или ответное письмо с другими словами этой же орфограммы.
Данный приём можно использовать при изучении темы «Части речи», также отгаданные слова могут быть заголовками мини-текстов, составленных учащимися по условию задания.
Приём «Сказкотерапия»
Известно, что сложный материал запоминается легко, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и игровые моменты, вызывающие положительную мотивацию к изучению русского языка.
Цель приёма: сказка усиливает познавательный интерес, выступает как средство создания положительного фона всего урока, развивает память, внимание и воображение.
Плюсы сказкотерапии:
1) Сказка помогает соотносить определения или теоретические понятия;
2) Проблемный вопрос, возникающий при прочтении, нацеливает учеников на активное ее восприятие, т.к. нужно искать ответ на заключенную в ней задачу;
3) Учащиеся сами начинают придумывать аналогичные сказки;
5) Помогают социализироваться в обществе, так как заключают в себе общие и важные для развития личности ребёнка темы: дружба, уважение, взаимовыручка, бескорыстная помощь и др.
Приём «Работа с помощником»
Цель приёма: через работу со словарями осуществляется развитие речи учащихся, рост мотивации к формированию и обогащению словарного запаса, обучение написанию трудных слов, требующих запоминания,
расширяется представление об окружающем мире (социализация) и др.
Суть приёма:
- найти в орфографическом словаре слова на указанную букву;
- определить верное написание слова и узнать его значение по толковому словарю;
- составить предложения с данными словами;
- рассказать другим о значении новых слов.
Приём «Ладошки»
Включение элементов здоровьесберегающих технологий в работу с детьми данной категории считаю важным и необходимым.
Цель приёма: не допускать перегрузки, обеспечивать оптимальные условия для усвоения материала на уроке, поддерживать благоприятный климат общения и др. Регулярно провожу в 5-9 классах физкультминутки, зарядку для глаз и др.
Суть приёма:
1) Приём «Ладошки»: хлопки помогают учащимся взбодриться, обменяться положительной энергией, сменить вид деятельности, отдохнуть от работы.
2) А в конце урока наши «ладошки», вырезанные из цветного картона, помогают нам провести рефлексию:
Зелёная – «Я всё понял/поняла! Спасибо за урок!»
Жёлтая – «На уроке были небольшие затруднения, но я смог/смогла с ними справиться».
Красная – «Я не всё понял/поняла на уроке. В следующий раз нужно потрудиться!»
«Самая высокая степень человеческой мудрости — это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам», - сказал однажды Д. Дефо. Работая с детьми ОВЗ иногда хочется поступить именно так и кажется, что многое невозможно. Используя разные приёмы в преподавании русского языка детям с ОВЗ, важно понимать, что только движение вперёд и действие принесут положительный результат, и каждый ученик будет адаптирован к современному социуму.