Учитель иностранного языка
МБОУ «Добросельская ООШ»
с.Доброе, Грайворонский р-н, Белгородская обл.
Повседневная реальность последних лет свидетельствует о возросшем статусе иностранного языка в российском обществе. Язык и языковое образование становятся инструментом успешной жизнедеятельности человека и значимым средством, формирующим сознание личности и её способности входить в открытое информационное пространство.
Современная школа предполагает изучение английского языка со второго класса. Это является подтверждением того, что «иностранный язык» — предмет важный и социально значимый в реализации перспективных задач развития личности. Непосредственной задачей обучения иностранному языку, как известно, является формирование коммуникативной компетенции в единстве с воспитанием уважения к культурным традициям разных народов и готовностью к межкультурному сотрудничеству. Совершенно очевидно, что чем раньше начать этот процесс, тем больше возможностей для достижения высоких результатов.
Другим приоритетных направлений общего образования является, развитие детей с особыми образовательными потребностями. Ребенок данной категории – это особенный ребенок, и к нему не применимы требования стандартной системы образования.
Современная система образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с тяжелыми нарушениями речевого развития, ставит перед учителем задачу поиска способов эффективного обучения и воспитания ребенка.
Инклюзивное образование - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзия - это полное равноправное включение детей с различными возможностями во области жизни образовательной организации, требующее адаптации пространства образовательной организации к нуждам и потребностям всех детей без исключения с учетом их особенностей.
Тяжелые нарушения речи (THP) – это группа расстройств, включающая ряд медицинских диагнозов, связанных с речью. Сюда входят все продолжающиеся отклонения речевой системы в выражениях у детей с нормальным развитием слуха и без первичных интеллектуальных нарушений.
У ребенка с нарушением речи снижена словесная память, логическое мышление, возникают трудности в выполнении устных инструкций, слабо развита моторика и снижена мотивация, вследствие чего у ребенка появляется неуверенность в себе, нервозность.
У многих детей с проблемами в развитии речи, кроме уже имеющихся речевых нарушений, часто отмечается достаточно низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Дети с речевыми нарушениями не умеют адекватно ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативные чувства по отношению к товарищам. Позднее или запоздалое появление речи, бедный словарный запас и другие сопутствующие нарушения сказываются на самооценке ребенка и влияют на дальнейшее его самосознание. Также можно отметить такие психологические особенности, как робость, нерешительность, замкнутость, из-за которых у детей появляются такие специфические черты общего и речевого поведения, как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Недоразвитие фонематического восприятия отражается не только насамом звучании речи, но и затрудняет понимание значения слов и грамматических форм. Детям трудно понимать информацию на слух, особенно при быстром темпе речи. Кроме того, дефицит концентрации внимания и сниженный объем слухоречевой памяти приводит к трудности в запоминании и воспроизведении стихов, сказок, рассказов. Из-за низкой работоспособности, быстрой утомляемости затрудняется и обучение по основным школьным предметам.
Чтобы своевременно, грамотно помочь ребенку с ТНР преодолеть возникающие проблемы освоения программы, перед учителем-предметником стоят следующие задачи:
- участие в заседание школьного консилиума, тесная взаимосвязь с учителем-логопедом образовательной организации с целью получения объективной информации о структуре и степени выраженности речевого нарушения;
- систематическое обучение методикам обучения детей с ОВЗ, повышение уровня квалификации педагога в области инклюзивного образования;
- разработка адаптированной рабочей программы для обучения детей, имеющих тяжелые нарушения речевого развития;
Обучение ребенка с ТНР в инклюзивном классе включает в себя разработку и реализацию индивидуально-ориентированных адаптированной программы с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта. Определение направлений, методов и приемов работы учителя включает методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития, подбор дидактических и методических материалов.
Хотя коррекция речи детей с ТНР является длительным и сложным процессом, тем не менее в результате логопедических занятий, использования логопедических приемов на всех уроках у детей постепенно развивается чутьё языка, происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.
Перед учителями школы и, в частности, перед учителями иностранного языка, стоит труднейший вопрос - чему и как учить таких детей? Стоит ли им вообще изучать иностранный язык? Обучение иностранному языку возможно, если основной целью ставить общее развитие детей, а не практическое владение языком. На первое место выносится задача развития мышления детей, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему иностранный язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а действенным средством решения этой задачи.
Планируя конечный уровень практического владения языком, нужно исходить из того, что речь детей с тяжелыми нарушениями речи на родном языке небогата по лексическому объему и грамматически неправильна, следовательно, грамматически сложно-построенную речь на чужом языке им освоить сложно, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но это не значит, что таких детей нельзя обучить иностранному языку, они смогут говорить на другом языке, но на уровне своего развития.
У детей с ТНР отмечается скудный словарный запас, пониженнаю способность к восприятию звуков речи, различные дефекты произношения, неспособность построения или восприятия грамматических конструкций. Нарушение речи часто сопровождается также и нарушением психических процессов, таких как неустойчивость внимания (мерцающее внимание), двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость. Принимая во внимание все вышеперечисленное, учитель английского языка целью изучения иностранного языка в инклюзивном классе ставит «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся память, речь, восприятие, мышление, кругозор.
Сложные грамматические конструкции, языковые клише, идиомные выражения, фразовые глаголы обучающимися не будут усвоены, так как у них очень низкий уровень развития родного языка. Проводить такую работу следует с целью ознакомления.
Особое внимание стоит уделить системе оценивания работ детей с ТНР, адаптируя к способностям усвоения. На начальном этапе обучения иностранному языку допустимо только вербальное оценивание достижений.
Приоритетными видами деятельности обучающихся с ТНР на уроке английского языка являются чтение, а также умение пользоваться словарем; игра как двигательная активность, сопровождающаяся языковым материалом.
В ходе урока важно создание благоприятного психологического климата (комфорта) на уроке, предупреждение утомляемости (частые смена видов работы), частая повторяемость учебного материала, обязательное использование наглядности на уроке (яркая, четкая, разные варианты одного и того же слова), обучение через игру (обязательно на каждом уроке и желательно не одна), ведение материала небольшими порциями в контексте, поощрение малейшего прогресса, обязательная вербальная оценка, обязательное включение логопедических приемов, направленных на развитие фонематических процессов через сопоставление речевых звуков по различным характеристикам (тихо-громко, долгий звук-короткий звук), обязательное проведение артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики с элементами биоэнергопластики. Важен тактильно-вибрационный контроль при выполнении артикуляционно и фонематической гимнастик.