воспитатель,
МБДОУ д/с № 70 г. Белгорода,
город Белгород
Эмоциональная сфера человека представляет собой сложную регуляторную систему. Нарушения в этой сфере препятствуют свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, стимулируют появление психологических расстройств. Корни большинства эмоциональных проблем взрослых кроются в детском возрасте. Среди глобальных проблем человечества в современном мире, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внутрисемейной атмосферы, социального окружения, качестве медицинского обслуживания, отношений ребенка с близкими взрослыми, а также восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторах. Наряду с этим, менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу. Нарушение эмоциональной сферы может выступать фактором многочисленных эмоциональных нарушений в поведении детей, проявляющихся в виде разных симптомов расстройств и не составляющих клинических форм заболеваний, а относящихся к непатологическим формам пограничного характера. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно угодливого поведения), в виде некоторых социально неприемлемых состояний (агрессия, страхи, фобии др.). Точная и глубокая диагностика эмоциональных нарушений, а также коррекция и прогноз развития детей с данными симптомами имеют огромное значение для здоровья ребенка и его жизни, также для жизни семьи и общества в целом. Тем не менее, при обилии исследований, посвященных эмоциональной сфере (В.К. Вилюнас В.П. Зинченко, Е.П. Ильин А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов и др.), в настоящий момент существует дефицит прикладных исследований, направленных на поиск компенсаторных механизмов в процессе психопрофилактики и коррекции, а также недостаточность психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста с целью гармонизации их отношений с окружающим миром и с самим собой.
В системе образования долгое время искусство традиционно рассматривалось как средство эстетического формирования и развития детей. В онтогенезе эстетическое воспитание закладывает основы мироощущения, развивая положительные эмоции как фундамент мировоззрения в построении картины мира ребенка.
В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции психосоматических и эмоциональных нарушений, защиты детской психики от агрессивных воздействий внешней среды.
Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством. Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Одной из наиболее значимых характеристик арт-терапевтического взаимодействия участников психокоррекционной работы является опыт позитивной совместной деятельности, развитие коммуникативной активности, актуализации ролей «зритель - художник», придание ценности детским переживаниям. Психотерапевтическим воздействием сотворчества на эмоциональное, а также нравственное развитие личности занимались А.И. Аржанова, И.П. Воропаева, В.Г. Нечаева, Р.В. Овчарова, Н.Э. Фаас. Таким образом, арт-терапия обладает возможностями мягкой гуманной поддержки личности ребенка, развивает его способности к самопознанию (Дж. Аллан, М. Бурно, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Л.Ловенфельд, Е.Г. Макарова).
Рассматривается возможность использования арт-терапии, в рамках учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения с целью профилактики и преодоления негативных эмоциональных состояний детей – дошкольников и младших школьников. Сегодня актуальной проблемой остается феномен «засушенного сердца», который был выделен Л.С. Выготским. Он определял его как ригидность чувств, эмоциональную холодность и равнодушие.
Для психологического самочувствия ребенка нужна равновесие позитивных и негативных чувств, обеспечивающая сохранение внутреннего баланса и жизнеутверждающего действия. Несоблюдение психологического равновесия содействует появлению психологических расстройств, приводящих к различным отклонениям в становлении личности ребенка, к срыву у него общественных контактов.
Анализ психологической литературы дает возможность отметить три категории нарушений в формировании эмоциональной сферы дошкольника и младшего школьника:
– расстройства настроя;
– расстройства действия;
– нарушения психомоторики.
Более важным условием влияния арт-терапии считается ее направленность на свойственный каждому ребенку внутрений резерв здоровья и силы, упор на натуральном проявлении чувств, эмоций и настроений в творчестве, принятие ребенка таким, какой он является, совместно с присущими ему методами самопрезентации.
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов.
На данный момент арт-терапия является независимым направлением, которое применяется в психотерапии, психодиагностике и психокоррекции. Созданы обучающие программы, издаются специальные журналы по методам и техникам арт-терапии, проводятся конференции и семинары. Она применяется в разных областях специалистами помогающих профессий: психологами, врачами, социальными работниками, педагогами и не только.
Когда ребёнок рисует, его контролирующее левое логическое полушарие в рисунке не видит никакой логики, не видит ничего, за что можно было бы «зацепится» мозгу и разуму. Поэтому правое полушарие с удовольствием проецирует на бумагу все, что имеется внутри – эмоции, переживания, ощущения, взаимодействия.
Именно снятие некоторого ограничения, разрешение не анализировать, а показывать, что происходит на самом деле и делает арт-терапию эффективной методикой по работе с трудностями. Таким образом, можно прикоснуться не только к тому, что осознаётся, но и к бессознательному, которое скрывает непрожитые события.
Методики арт-терапии для детей применяют:
- в личном консультировании или групповом формате;
- при проведении психодиагностики;
- с целью коррекции поведения;
- для проживания травмирующей ситуации или события.
Арт-терапия наиболее экологична по воздействию на детей для подготовки их к возрастным кризисам и преодолению последствий. Она способствует развитию и помогает педагогам и родителям решать целый список задач, таких как:
• преодоление страхов, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости, упрямства, агрессии, заикания, застенчивости;
• развитие эмоциональной сферы ребенка;
• частая смена настроения;
• формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
• развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
• раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;
• подготовка к детскому садику (школе), прохождение периода адаптации;
• формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других;
• кризисные ситуации и периоды.
Обязательные принципы арт-терапии при работе с детьми:
1. Обстановка - доброжелательная, позитивная атмосфера, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым детям, способствует самораскрытию ребёнка и формированию доверия;
2. Возрастные ограничения – необходимо учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, методик, техник и материалов;
3. Безоценочность - не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос существует в душе малыша и психолог должен помочь маленькому клиенту с ним разобраться;
4. Поддержка - поощрять и хвалить проявления творчества каждого участника сеанса арт-терапии и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, потрясающее, индивидуальное и ценное;
5. Уважение – необходимо формировать у детей позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других людей; не допускать оценочных суждений, злой критики, насмешек и тем более оскорблений.
Арт-терапия включает в себя множество методик, техник и упражнений разной направленности.
ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ:
ИЗОТЕРАПИЯ
Наиболее востребованный, распространенный и простой в выполнении вид арт-терапии на сегодняшний день. Основан на использовании изобразительного искусства, чаще всего рисования, но также включает в себя лепку из пластилина и аппликации. На современном этапе в практику социально-психологической диагностики, профилактики и коррекции прочно вошла рисуночная терапия.
В отличии от иных методов психологического изучения личности, например, опросников, тестов, проективных методик, рисунок имеет целый ряд преимуществ:
- рисунок может быть использован на ранних этапах развития ребенка, начиная с 2–3 лет;
- применение рисунка занимает значительно меньше времени, чем использование ряда других тестов, хотя по информативность ничуть не уступает тестовым методикам;
- рисуночные тесты могут быть применены в широкой сфере практических задач: диагностических, учебных, профилактических, коррекционных, а также в различных областях психологии — начиная от возрастной психологии, психологии творчества, медицинской психологии до социальной психологии, юридической психологии и психологии труда;
Занятие рисуночной арт-терапией позволяет ребенку понять самого себя, свободно выражать свои мысли и чувства, переживания, освободиться от конфликтов как внутри себя, так и от конфликтов в окружающей его среде. Занимаясь рисуночной деятельностью, ребенок дает выход своим негативным эмоциям, чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, также при рисуночной терапии происходит перестройка отношения в различных ситуациях, где ребенок болезненно соприкасается с некоторыми неприятными и травмирующими его образами.
Главной целью изотерапии является отреагирование внутренних процессов в виде изображений на бумаге (картоне, в виде поделки). Очень часто ребёнок не может вербально выразить то, что его угнетает. В изотерапии можно предложить ему нарисовать свое состояние, свои чувства, ощущения, боль, обстоятельства, переживания. Тогда психолог и маленький клиент могут взаимодействовать через рисунок. В этом случае терапия становится более бережной, безопасной и вместе с этим эффективной. Могут быть изображены ресурсные картинки, каракули или предложены для выполнения проективные техники.
Изотерапия популярна для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений, сложностей в обучении и социальной адаптации, а также для развития эмоционального интеллекта рисующего. Изотерапия способствует повышению самооценки, развитию воображения, улучшению навыков коммуникации.
БИБЛИОТЕРАПИЯ (СКАЗКОТЕРАПИЯ)
Практически у каждого человека знакомство с литературой начинается со сказки. Именно поэтому специалисты в работе с детьми рекомендуют отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. В последнее время в педагогической и библиотечной практике стало развиваться такое направление библиотерапии как сказкотерапия.
Сказкотерапия - это инсценирование сказок, чтение, их обсуждение, знакомство с образными выражениями, подведение к умению выразительно интонировать реплики героев, передавать ритмизацией движения героев сказок, угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации. Это незаменимый метод помощи как при работе с маленькими детьми, так и с подростками. Позволяет понимать психическое состояние человека и решать различные конфликтные ситуации. Основные методы сказкотерапияи:
- рассказывание сказки;
- рисование сказки;
- сочинение сказки;
- изготовление кукол.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Психотерапевтический метод коррекции эмоциональных состояний, который позволяет снять психическое напряжение и успокоиться при помощи прослушивания музыки или её воспроизведения.
Выделяют несколько форм музыкотерапии для детей:
- пассивная – ребенок внимательно слушает;
- активная – ребёнок исполняет звуки или композицию.
Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем. Это также дает определённый психотерапевтический эффект. Часто идет совмещение музыкотерапии и кинезиотерапии.
Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:
1. разминка - двигательные и ритмические упражнения;
2. основная часть - восприятие музыки;
3. музыкальная релаксация - аутотренинг.
В одно занятие часто включают различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и элементы театрализации.
ДРАМАТЕРАПИЯ
Это набирающее темп направление арт-терапии использует широко распространенный технический прием, который называется драматизация, т.е. разыгрывание какого-либо сюжета. Техника драматизация используется в психодраме (это основной, базовый прием), в транзактном анализе и ряде других направлений.
Данное направление в арттерапии иногда называют театротерапией. Это название более правильное (так как в данном случае основой является искусство театра, а не драматургия), но менее распространенное. Современная драматерапия – сложное и многогранное явление, представленное разными подходами, школами, концепциями.
Драматерапия используется в работе с межличностными и внутриличностными проблемами, в семейной и детско-родительской терапии, в оргконсультировании, развитии креативности в определенной профессии, с пограничными расстройствами, психосоматикой.
Все действия упражнений проигрываются из своих чувств и эмоций. Главное для ребёнка, чтобы он отреагировал и погрузился в предложенные ситуации.
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
Это психотерапевтическое использование танца как процесса, который способствует интеграции эмоционального и физического состояния личности. Это про выражение собственного настроения, эмоций и чувств. Основной принцип танцевальной (танцевально-двигательной) терапии — это применение спонтанных движений, чем в первую очередь и отличается от занятий танцев с тренером в студии. При помощи танцевальной терапии можно разбить или предотвратить, например, процесс образования мышечного панциря - когда отрицательные эмоции, вследствие долгого сдерживания, накапливаются в человеческом теле.
Целями танцевально-двигательной терапии являются:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- выплёскивание энергии;
- проработка страха и агрессивности;
- осознание собственного «Я» в предлагаемых обстоятельствах;
- проигрывание внешних и внутренних ощущений;
- совместное переживание волнующих ситуаций;
- пробуждение положительных эмоций;
- развитие коммуникабельности и творческих способностей (импровизировать, воображать);
- умение рассуждать логически и проявлять инициативу;
- сплочение в коллективе (если это групповое занятие).
КУКЛОТЕРАПИЯ
Метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым персонажем ребёнка разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.
В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол (куклы-марионетки, куклы-игрушки, теневые куклы, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие).
Играя с куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна. Поэтому использование метода куклотерапии позволит в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать его психологические проблемы.
Куклотерапия проходит в три этапа:
• Первый этап (первое занятие) - пошив куклы.
После изготовление куклы, возможно проиграть историю, связанную с ней.
• Второй этап (второе занятие) - обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились»), церемония «оживления» куклы.
• Третий этап (все последующие занятия) - сказкотерапия с помощью кукол, постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий ведущего с помощью кукол, кукольный театр и т.п.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Песочная терапия для детей – это не только способ улучшения концентрации внимания, памяти и других факторов. Это еще и великолепное развлечение, возможность самовыражения, развития творческих способностей.
Это конструирование из песка, рисование песком и на песке, экспериментирование, оставление узоров на песке, создание картин на песке и «песочного мира», создание песочных композиций и «секретов».
Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие задачи:
- Диагностические:
- Коррекционные;
- Терапевтические;
- Творческого развития.
ГЛИНОТЕРАПИЯ
Это метод психологической и психотерапевтической работы с применением природной глины. Для детей лепка из глины особенно полезна, ведь она развивает моторику, фантазию и пространственное мышление.
Глинотерапия достаточно серьезный и глубокий метод психологической работы. Многие клиенты не готовы сразу взаимодействовать с глиной, им нужно время, чтобы привыкнуть и подготовиться. Когда клиент почувствует безопасность, доверие к психологу и пространству, будет готов к глубинной работе, тогда можно предложить ему работу с этим материалом.
Глина – материал универсальный. Занятия с ней избавят от чувства тревоги. Агрессивные дети под наблюдением терапевта научатся управлять этой эмоцией, гиперактивные — сосредотачиваться на занятии, замкнутые – общаться, неуверенные – осознавать себя личностью, способной на многое. Тем, кто затаил обиду, поможет от нее избавиться. Достаточно вылепить ее и разрушить поделку, чтобы почувствовать внутреннюю свободу.
Глинотерапию хорошо применять в тех случаях, когда клиент не готов говорить, когда он не находит слов, когда им ощущается состояние пустоты и работа классическими методами не идет. В таком случае работа через руки и глину может дать хороший терапевтический эффект, обеспечить выход эмоций и чувств. Для проработки серьезных травматичных ситуаций желательна серия встреч.
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
Игровая терапия - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
На данный момент выделяют виды игротерапии:
1. психоаналитически ориентированную;
2. недирективную и директивную;
3. построения отношений;
4. поведенческую;
5. терапию отреагированием;
6. индивидуальную и групповую;
В настоящее время все чаще применяют такой метод психотерапии, как смешанная игровая терапия. Она основана на интеграции директивной и недирективной игротерапий.
Арт-терапия через творчество улучшает физическое, умственное и эмоциональное состояние. Искусство помогает осознать переживания, выразить и трансформировать такие сложные чувства, как злость, боль, тревога, страх. Причем процессы происходят мягко, обходя внутренние защиты. Это один из самых экологичных, приятных и эффективных методов осознания и трансформации поведения.
Список использованных источников
1. Аксѐнова Ю.Ю. Обзор современных технологий коррекции проявлений агрессивного поведения детей дошкольного возраста // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 1.
2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Скрипторий, 2002.
3. Аметова, Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт» / Л.А. Аметова. М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003.
4 Буторина С.В., Берман Л.М. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии //В сборнике: Векторы образования: от традиций к инновациям Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Т.Г. Сироштаненко; Анапский филиал ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». 2015.