Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Говорушкина Елена Александровна,
Учитель-логопед высшей квалификационной категории,
ГБОУ Школа 2087 «Открытие».
Обучение в школе - это новая ступень взросления, которая меняет всю жизнь ребенка: его самооценку и отношение с взрослыми и сверстниками. Ребенок становится учеником, ведущая деятельность которого-получение знаний.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка, в которой можно выделить три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, личностный и социально-психологический.
В своей практике школьный логопед, как правило, сталкивается с сочетанными нарушениями, но в данной статье мы подробнее рассмотрим проблему усвоения учебного материала детьми с тяжелыми нарушениями речи. Если рассматривать проблему готовности к школьному обучению детей с ТНР с точки зрения логопедии, то она является одной из наиболее актуальных, так как дети попадают в так называемую «группу риска».
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте первоклассника являются:
·          сформированное фонематическое восприятие;
·          правильное произношение всех звуков родного языка;
·          наличие элементарных навыков звукового анализа;
·          психологическая готовность к школьному обучению;
При переходе с дошкольной ступени на школьную у ребенка с ТНР все еще сохраняется ряд несформированных умений и функций, мешающих успешному освоению школьной программы.
·          ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи.
·          Снижена потребность в общении, не сформированы навыки коммуникации (диалогическая и монологическая речь).
·          Оптико-пространственный гнозис на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие нарушения письменной речи. (дислексию и дисграфию), нарушения счета (акалькулию).
·          Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.
·          Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (вербального) мышления.
В связи с этими нарушениями учебная деятельность ребенка с ТНР имеет ряд особенностей.
·          Замедленный темп восприятия учебной информации, сниженная работоспособность.
·          Затруднения в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным анализатором.
·          Трудности в организации произвольной деятельности, низкий уровень самоконтроля и мотивации.
·          Возможное ослабление памяти, отклонения в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности.
·          Нарушения мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации.
·          Несовершенство устной речи препятствует полноценному усвоению программного материала, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи.
·          Ситуация неуспеха в освоении столь значимого для социального окружения родного языка приводит к резкому снижению мотивации к преодолению не только речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом.
Типчные недостатки письма у детей с ФФНР (НОНР)
·          Замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам
·          Пропуски гласных
·          Пропуски согласных в их стечении
·          Слияние слов на письме
·          Раздельное написание частей одного слова
·          Пропуски, наращивания, или перестановки слов
·          Орфографические ошибки.
Типичные ошибки при чтении у детей с ФФНР (НОРН)
·          Трудности слияния звуков в слоги и слова
·          Взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящие-шипящие, твердые-мягкие, глухие-звонкие).
·          Побуквенное чтение
·          Искажение слоговой структуры слова.
·          Угадывающее чтение
·          Слишком медленный темп чтения
·          Нарушение понимания прочитанного.
Работа ведется в рамках ФГОС. Дети получают логопедическую помощь в соответствии с рекомендациями ЦПМПК. Посещают как подгрупповые занятия так и индивидуальные. Так же на занятия с логопедом зачисляются дети, нуждающиеся в коррекционной помощи по заключению внутри школьного психолого-педагогического консилиума.
Как правило, к концу начальной ступени образования дети, имеющие тяжелые нарушения речи без сочетанных нарушений в средней школе не нуждаются в дополнительных коррекционных занятиях.
Список литературы
1. Азарова Т. В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе / Т. В. Азарова, М. Р. Битянова // Мир психологии, № 1,1996. - С. 147 - 170.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Цветковой Л. С, 2006.
3. Дубова Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] / Н. В. Дубова // Логопед в детском саду, № 3, 2006. – С. 36-38.
4. Дудьев В. П. Развитие невербальных коммуникаций у дошкольников с ОНР [Текст] / В. П. Дудьев // Логопед в детском саду, № 2, 2006. - С. 16-20.
5. Ильина М. Н. Подготовка к школе / М. Н. Ильина. С.-Пб.: Дельта, 1999. – 224 с.
6. Колягина В. Г. Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития: Дис. канд. псих. наук. –М., 2011
7. Юсупова Г. Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: Дис. канд. псих. наук. –Н. Новгород, 2003.

Декабрь 2021