педагог-психолог,
Носова Олеся Юрьевна,
педагог-психолог,
ДТДиМ,
Воронеж
Цель программы заключается в психолого-педагогическом сопровождении подростков в дополнительном образовании детей.
Принципы программы:
- единственно диагностики и деятельности;
- учет возрастных и индивидуальных показателей;
- учет интересов подростка.
В рамках программы выделяются следующие этапы:
1) Диагностический этап.
Цель – выявление психологических особенностей личности подростков для составления ядра программы по психолого-педагогическому сопровождению. Диагностику проводят психологи.
2) Организационный этап.
Цель данного этапа:
- адаптация подростков к деятельности дополнительного образования;
Организационный этапа является самым кратковременным и основными задачами его принято считать:
- создание основы для групповой сплоченности;
- знакомство детей с правилами дошкольного образования;
На данном этапе одним из важнейших вопросов – это организация психологической помощи подросткам.
3) Этап эвристической развивающей среды
На данном этапе выделяют следующие направления работы:
- индивидуальные и групповые занятия (тренинги и консультации);
- проективная деятельность;
- организация выставок, праздников и тематических развлечений;
Основной формой работы педагога-психолога является тренинги, с возможным привлечением к организации и проведению педагогов. В первую очередь был избран тренинг как основная форма взаимодействия, потому что он способствует формированию психологически комфортной и безопасной среды, которая способствует активному разрешению главной задачи психолого-педагогического сопровождения, а именно, путем разрешения актуальных задач и проблем социализации.
В рамках данного этапа выделяют следующие направления работы:
1. Экспресс-диагностика с целью выявления промежуточных изменений и степени воздействия программы на подростков.
2. Коррекция и развития умений и навыков.
Деятельность программ, составленных педагогами-психологами, будет ориентирована на конкретный вид деятельности.
На данном этапе происходит активное включение детей в различные виды индивидуальной, групповой, коллективной и творческой деятельности.
Приведем пример цикла тренинговых занятий:
1. «Контактеры».
Цели: Разработка правил группового взаимодействия (организация психологической безопасности). Выявление ожиданий участников (цели). Разминочные игры для снятия напряжения, психологических зажимов. Создать для участников комфортную атмосферу.
Упражнения: на физическую и эмоциональную активность участников, например: «Алфавит», «Магниты», «Эврика», «Китайский осел», «Мои острова», «Восточный рынок», «Фруктовый салат», «Что дальше?» и так далее.
2. «Тимбилдинг (Командообразование) ».
Цели: Развитие навыков командной работы (формирование чувства сплоченности, принадлежности к команде). Включение участников в работу, усиление концентрации внимания. Осознание трудностей взаимодействия. Мини-лекции: «Привлекательность команды», «Условия продуктивности команды». Саморефлексия.
Упражнения: «Алексей, апельсин, Амстердам», «Символ команды», ситуационная игра, например, «Авиакатастрофа в тундре», «Скала», «Секрет Джованни», «Син-Обелиск», «Сильные и слабые стороны моей команды».
3. «Самоидентификация, самосознание, самопринятие».
Цели: Развитие навыков уверенного поведения, самопринятия. Мини-лекции: «Ассертивность» (техники «Ассертивный отказ» и «Ассертивная просьба»), «Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение», «Концепция Э. Берна «Я-ОК, ТЫ-ОК». Знакомство с техниками «Я-высказываний». Осознание внутренних барьеров (деструктивных установок), которые препятствуют реализации уверенного поведения. Получение положительной обратной связи. Саморефлексия.
Упражнения: «Из чего сделан Я?», «Я… но я не…», «Волшебный магазин» (Я. Морено), «Белая ворона»; «Арт-модерация», «Корсет уверенности», «Попробуй, откажи!», «Необычная просьба», «Портрет уверенного человека», «Круг вопросов», «Парад клоунов», «Гадкий утенок и Птичий двор», «Сторителлинг».
3. Консультирование.
Консультирование носит индивидуальный и групповой характер, направленных на:
- выработку рекомендаций по проблеме подростков и специалистов, которые осуществляют с ними взаимодействие (с целью выбора индивидуальных технологий взаимодействия, выработку приемов и методов работы);
- консультирование ближайшего социального окружения подростков;
- непосредственно консультирование подростков, с целью рефлексии диагностических мероприятий.
4. Просвещение.
Выделяют две формы работы:
- проведение тематических выступлений для специалистов, осуществляющих работу с детьми;
- различные формы просветительской деятельности: лекции, беседы, статьи, информационные стенды, классные часы – по вопросам связанных с особенностями организации процесса сопровождения подростков.
Данная программа ориентирована на психологическую деятельность, но должна пронизываться деятельностью педагогов. Помимо частичкой включенности в психологический тренинг педагоги организуются занятия (мастер-классы) с привлечением узконаправленных специалистов практиков различных областей деятельности (искусство, спорт, наука и т.п.).
Все вместе способствует позитивному развитию «Я»-концепции подростков, адекватной самооценки и развитию навыков рефлексии, что самоосознания о произошедших изменениях. Так же, важным является специальная организация общения между различными группами подростков, что в первую очередь необходимо для преодоления замкнутости и самоизолированности, повышения заинтересованность к новой деятельности.
Таким образом, весь этап, направленных на коррекцию и развитие эвристической среды основан на ряде факторов:
- плавный выход подростков из зоны комфорта;
- включение подростков в различные виды деятельности.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1984. – Т. 4. Детская психология. 1984. – 433 с.
2. Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия / Ф. Гальтон. – Москва: Мысль, 1996. – 299 с.
3. Гельвеций К. А. Сочинения в двух томах / К. А. Гельвеций. – Москва: Мысль, 1974. – Т. 2. – 687 с.
4. Гильбурх Ю. З. Умственно одаренный ребенок / Ю. З. Гильбурх // Психология, диагностика, педагогика. – Киев, 1992. – 184 с.