Высшая школа делового администрирования
Конференции

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА. ЗДОРОВЬЕ. ТРАДИЦИИ»

Бурлакова Ирина Васильевна,
методист,
МБОУ ДО ДДиЮ № 2
г. Красноярск
В соответствии с современными требованиями профстандарта педагогу дополнительного образования необходимо так организовать деятельность обучающихся на занятии, чтобы она могла их увлечь новизной, стать точкой преобразования теоретического материала в интересные инновационные практики.
Семинар-практикум «Методика организации инновационных занятий по теме «Культура. Здоровье. Традиции» ориентирован педагогов-новаторов, заинтересованных в применении требований профстандарта при организации деятельности обучающихся.
Цель: ознакомление с теоретическими основами и практиками методики организации инновационных занятий по теме «Культура. Здоровье. Традиции» через применение требований профстандарта при планировании организации деятельности обучающихся.
Задачи:
1.проанализировать результаты анкетирования по теме «Необходимость и эффективность использования инновационных образовательных технологий в педагогической деятельности»
2. изучить требования профстандарта к организации деятельности обучающихся при освоении дополнительной общеобразовательной программы.
3.освоить основы планировании инновационных занятий по теме «Культура. Здоровье. Традиции» на основе заполнения технологической карты.
Материалы и оборудование: листы с заданиями, маркеры, ручки, фломастеры.
Форма проведения: семинар-практикум
План проведения
1.Теоретическая часть
1.1.Беседа-диалог «Требования профстандарта к организации деятельности обучающихся при освоении дополнительной общеобразовательной программы»
12.Ознакомление с требованиями профстандарта к организации деятельности обучающихся при освоении дополнительной общеобразовательной программы через работу в парах по изучению и осмыслению тематических текстов.
2.Практическая часть
2.1. Практикум по изучению методики планировании инновационных занятий по теме «Культура. Здоровье. Традиции»
3.Рефлексия
Ход проведения
Теоретическая часть
Беседа-диалог «Требования профстандарта к организации деятельности обучающихся при освоении дополнительной общеобразовательной программы»
Вопросы для обсуждения:
-что необходимо знать педагогу дополнительного образования при организации инновационных занятий? (требования профстандарта к организации деятельности обучающихся).
-какие умения необходимо использовать педагогу при организации деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы? (техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников; техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации обучающихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности (избранной программы) ).
Педагогам предлагается разделиться на пары, каждой паре нужно ознакомиться с текстами, раскрывающими часть требований профессионального стандарта «Педагога дополнительного образования детей и взрослых» к организации деятельности обучающихся при освоении дополнительной общеобразовательной программы и выполнить задания к тексту. Затем пары меняются текстами, фиксируя в таблице краткое содержание изученных текстов.
При работе в парах, следует придерживаться следующего алгоритма:
5 минут на прочтение и осмысление текста, 2 минуты на выполнение заданий к тексту, где Р1 — исполнитель, выполняющий задания к первому тексту, а Р2 — контролер, который слушает, осмысливает, задает вопросы и контролирует выполнение задания.
Затем, при прочтении следующего текста, они меняются местами, где Р2 — исполнитель, Р1 — контролер. Таким образом, при смене текстов, каждый участник пары по очереди действует в двух позициях: исполнителя и контролера.
Текст 1. Техника и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников.
Техника общения – способы (совокупность действий и приемов) подготовки к общению и его поведение в ходе общения.
Приемы общения – наиболее предпочтительные средства, выбираемые для процесса общения. К ним относятся вербальные (устная и письменная речь) и невербальные (жесты, мимика, позы, телодвижения, зрительных контакт и т.д.) способы передачи информации.
Беседа является одним из способов, применяемых в технике общения. Это направляемое участниками общение при взаимообмене мыслями, идеями двух и более людей.
Выделяют два типа бесед:
▪           непринужденные беседы, при которых темы обсуждаются спонтанно;
▪           деловое обсуждение проблем, характеризующееся согласием участников обсудить и решить конкретные проблемы или планировать возможные направления действий.
Деловая беседа может быть:
▪           стандартизированная (точно сформулированные вопросы задаются всем опрашиваемым).
▪           нестандартизированная (вопросы задаются в свободной форме).
Варианты развития диалога в беседе:
▪           расспрос одного участника другим с целью получения информации;
▪           сообщение определенной информации другому партнеру;
▪           внимательное слушание партнера.
Четыре особенности правил бесед формируют поведение участников: правила оставляют возможность выбора, предписывают, вытекают из контекста и определяют уместное поведение.
Эффективные беседы опираются на принцип сотрудничества, который предполагает, что разговор эффективен, когда участники объединяются вместе для достижения целей беседы и разговор понятен для каждого из них.
Успешность деловой беседы зависит:
▪           от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей и условий проведения);
▪           от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта, правильности постановки вопросов).
Задания к тексту:
▪           озаглавить смысловую часть текста;
▪           объяснить суть понятий техники и приемов общения;
▪           раскрыть основы техники и приемов общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников на примерах использования разных техник беседы.
Текст 2. Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации обучающихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности (избранной программы)
Техника вовлечения в деятельность – способы активизации мотивации обучающихся к освоению избранного вида деятельности.
Техника «Проблемные вопросы»
Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году...», «кто изобрел...»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.
Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях:
ü  Что случится, если...?
ü  Приведите пример...
ü  В чем сильные и слабые стороны...?
ü  На что похоже...?
ü  Что мы уже знаем о...?
ü  Каким образом... можно использовать для...?
ü  Чем похожи... и...?
ü  Каким образом... влияет на...?
ü  Какой... является лучшим и почему?
Приемы вовлечения в деятельность
«Лови ошибку»
Обучающиеся получают текст со специально допущенными ошибками. Их необходимо отыскать и объяснить, как должно быть правильно.
«Окна»
Дается схема учебного материала с подсказками (некоторые элементы схемы прописаны). Изучая новый материал, обучающиеся дополняют схему, «открывают окна».
«Словолов»
Обучающимся предъявляется кроссворд с записанными понятиями темы, названиями объектов. Необходимо отыскать эти понятия, показать мелом на доске или выписать на листке – кто больше найдет и даст определения этих понятий.
«Реставрация»
Обучающиеся получают текст, рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить «пробелы». Прием возможно использовать на любом этапе занятия.
«Случайность»
Педагог вводит в занятие элементы случайного выбора.
Это игры, в которых выбор вопроса или объекта предоставляется жребию. Таких игр существует много, и можно изобрести еще или модифицировать под условия конкретного приема. Этот прием можно применять почти повсюду: выбор вопросов в форме опроса, последовательность организационных форм занятия и т.д. Можно использовать билетики с номерами, названиями.
«Совет»
По всяким сложным вопросам, проблемам организации деятельности педагог советуется с обучающимися: как лучше выполнить задание, каким способом лучше изучить новый материал, как организовать деятельность на занятии. Но обучающихся необходимо прежде обучить интересным приемам деятельности, мотивировать на изучение темы, поставить перед ними четкую цель занятия, ожидаемый результат. А вот как работать, в какой форме выразить результат - лучше планировать с обучающимися.
«Творчество на будущее»
Обучающиеся выполняют творческие задания по созданию дидактических материалов. Сочинение стихов, ребусов, загадок по теме. Обучающиеся составляют «Словолов», «Осколки», кроссворды по теме занятия. Или разрабатывают игру на изучение, повторение или закрепление темы. Придумывают сценарии праздников, вечеров.
Задания к тексту:
▪ озаглавить смысловую часть текста;
▪ объяснить суть понятий техники и приемов вовлечения в деятельность;
▪ раскрыть основы техники и приемов вовлечения в деятельность на примерах использования в педагогической деятельности.
Практикум по изучению методики планировании инновационных занятий по теме «Культура. Здоровье. Традиции»
Вопросы для обсуждения:
-что предполагается вводить при организации инновационного занятия? (каких-либо новые техники, методы, формы, приемы и средства организации деятельности, не используемые ранее педагогом).
-какие их форм инновационных занятий используются современной педагогике дополнительного образования? (конкурсы, турниры, эстафеты, КВН, деловые и ролевые игры, кроссворды, викторины, исследования, мозговая атака, интервью, репортажи, пресс-конференции, аукционы, бенефисы, телепередачи, телемосты и т. д.)
Педагогам предлагается объединиться в группы по 2-3 человека по направленностям объединений и, при заполнении технологической карты с учетом освоенных ранее текстов, изучить методику планирования инновационного занятия.


ФИО педагога (ов)
______________________________________________
Название объединения (й):
______________________________________
Возраст детей:
_________________________________________________
Общая тема: «Культура. Здоровье. Традиции»
Тема инновационного занятия:
____________________________________
Формат проведения инновационного занятия:
________________________
Цель инновационного занятия
________________________________________
__________________________________________________________________
Характеристика этапов занятия

Структура занятия с указанием

времени проведения

(мин)


Методическая структура занятия

Деятель

ность педагога

Деятель

ность обучаю

щихся

Планируемые результаты (предметные, УУД)

Задачи


Методы

обучения


Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения


Способы

организации

деятельности

1.Организационный момент 3-5 мин.










2.Актуализация знаний (опрос, повторение)

5-7 мин.










3.Изучение нового материала (теория) 7-10 мин.










4.Закрепление нового материала

(практика) 20 -23 мин.









5.Подведение итогов (рефлексия) 3-5 мин.










6. Работа обучающихся на занятии (указать активность, меру занятости):__________________
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы обучающихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Педагогическая оценка достижения цели занятия:______________________________________
На заполнение таблиц отводится 15-20 минут, на презентацию и обсуждение методик планирования инновационных занятий не более 2-х минут для каждой группы.
Рефлексия «10 баллов»
Педагогам предлагается оценить по 10-бальной шкале свою деятельность на каждом из этапов семинара:
1.Участие в беседе-диалоге «Требования профстандарта к организации деятельности обучающихся при освоении дополнительной общеобразовательной программы» 0……….10
2. Ознакомление с требованиями профстандарта к организации деятельности обучающихся при освоении дополнительной общеобразовательной программы через работу в парах по изучению и осмыслению тематических текстов 0……….10
3. Участие в практикуме по изучению методики планировании инновационных занятий по теме «Культура. Здоровье. Традиции» 0……….10
Используемые Интернет-ресурсы
1.         https://igumnov.music.mos.ru/upload/medialibrary/914/pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniya_profstandart_513.pdf
2.         http://sdo.krsk.irgups.ru/mod/lesson/view.php?id=4069&pageid=1548
3.         http://sdo.krsk.irgups.ru/mod/lesson/view.php?id=4073&pageid=1569
4.         https://infourok.ru/distancionnoe-obuchenie-v-dopolnitelnom-obrazovanii-4662671.html
5.         https://infourok.ru/dinamika-rezultativnosti-osvoeniya-dopolnitelnoy-obrazovatelnoy-programmi-obuchayuschimisya-2776960.html
6.         https://infourok.ru/planirovanie-i-provedenie-zanyatiya-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-4250884.html
7.         https://pedsovet.su/metodika/priemy/5871_formy_raboty_v_parah
Декабрь 2021