Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1
Г.Ардон
«Век живи – век учись» – кажется, еще никогда эта мудрая, но затертая временем пословица не была так актуальна, как сейчас. Если раньше жизнь была более-менее стабильной, то сейчас каждый день приносит что-то новое: технологии, процессы, стратегии, возможность работать удаленно. Даже такая сфера жизни человека, как мышление, – и та требует постоянных модификаций! Шутка ли – идти в ногу со временем в 21 веке! Представьте: оказывается, есть такое понятие, как «стратегии критического мышления»! Одна из них – метод фишбоун – весьма любопытна и по смыслу, и по внешнему виду. Впрочем, ближе к делу. Вам интересно?
Для тех, кто дружит с английским, не составит труда понять смысл слова фишбоун: Fishbone – «рыбья кость», «рыбий скелет», «скелет рыбы». Однако если речь идет о мышлении, при чем здесь рыбий скелет, спросите Вы? Метод фишбоун представляет собой выявление и глубокое рассмотрение проблемы с помощью причинно-следственных связей. В конце всегда следует вывод или ответ, если вначале был поставлен вопрос. Для того чтобы весь процесс – с момента определения проблемы до заключительного вывода – был более наглядным, используется схема фишбоун, которая очень близка по внешнему виду к строению рыбьего скелета: голова в схеме фишбоун – это проблема, которую нужно решить, или вопрос, на который нужно найти ответ; верхние кости – основные понятия или причины, по которым возникла проблема; нижние кости – факты или аргументы; хвост (по методу фишбоун) содержит вывод или ответ на вопрос. Схема фишбоун позволяет достигать большего эффекта в сложной ситуации, где обычные приемы не приносят желаемого результата. Прием фишбоун, благодаря своей необычности, можно даже сказать, некоторой внешней несуразности, «выуживает» свежие мысли и идеи в неограниченном количестве, особенно на этапе «мозгового штурма». Заполнять схему фишбоун нужно короткими емкими фразами – ключевыми словами, отражающими суть проблемы. Лаконично изложенные факты вносят еще больше ясности и конкретики, что позволяет мыслить более логично и последовательно. Формы работы по методу фишбоун на уроках: Индивидуально – каждый учащийся получает текст для анализа и самостоятельно заполняет схему фишбоун в течение 10-15 минут. Затем происходит коллективное обсуждение и заполнение общей схемы на доске. В группах – учащиеся знакомятся с текстом самостоятельно, но заполняют схему фишбоун коллективно, всей группой обсуждая проблему. Затем происходит сравнение заполненных схем между группами. Освоение стратегии фишбоун позволяет учащимся развивать и практиковать критическое мышление; находить причинно-следственные связи; упорядочивать факты и явления по степени их значимости; осваивать навык работы в группе.
В середине 20 века один из крупнейших теоретиков менеджмента японский профессор Каору Исикава (Ишикава) предложил схему фишбоун в качестве дополнительного инструмента к тем методикам, которые применялись в промышленности Японии для анализа качества и улучшения процессов. Поэтому стратегию фишбоун называют еще диаграммой Исикавы – по имени ее создателя.
Составление схемы Фишбоун
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
· Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
· Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
· Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
· Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроке
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Формы работы на уроке
· Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
· Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.