Воспитатель
МКДОУ детский сад №453
г. Новосибирск
Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новым отношениями.
Каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т.е. становиться способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка. В детском саду, малыш, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится и позднее.
С первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится устойчивым. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение привычные условия жизни (режим и характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чем проявляется стресс?
1. Снижается или вовсе пропадает аппетит.
2. Может быть нарушен как дневной, так и ночной сон.
3. Забываются умения, полученные дома. Малыш перестанет самостоятельно переодеваться, готовиться ко сну, умываться, кушать ложкой.
4. Откатываются назад речевые навыки. Если раньше в активном словаре присутствовали сложные слова, то в стрессовой ситуации они могут пропасть.
5. Снижается иммунитет, велик риск подхватить простуду.
6. Происходит дисбаланс активности. Движения ребенка могут стать как медленными и апатичными, так и гиперактивными, чересчур резкими.
7. Проявляется зажатость в поведении, нежелание делиться переживаниями: ранее общительные детки могут стать молчаливыми.
8. Нарушается эмоциональный фон. Поход в садик может вызвать новые чувства: гнев, возбуждение, раздражение.
Все эти изменения не зависят от прихоти малыша, каждый переживает по-своему, поэтому взрослые могут только поддержать свое чадо и помочь ему заблаговременно адаптироваться.
Специалисты выделяют:
1. Легкая адаптация, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. И в течение 2-3 недель по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.
2. Адаптация средней степени тяжести, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. На этом этапе необходимо воздержаться от скоропалительных выводов и эмоционально поддерживать малыша: не обсуждать в его присутствии негативные моменты, не высказывать тревогу.
3. Тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние нормализуется очень медленно (иногда несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и зовет маму и т.п.).
От чего же зависят характер и длительность адаптационного периода?
1. От возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 1 года до 2,5-3 лет.
2. От состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
3. От индивидуальных особенностей. Даже дети одного и того же возраста и пола по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни с первого же дня плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка в корне меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первые дни внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не участвуют в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель и в обоих вариантах является нормой.
4. От уровня тренированности адаптационных механизмов. Необходимо заранее создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, выезжали на дачу, в парк и т.п.) легче привыкают к дошкольному учреждению.
5. От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старших (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т.п.).
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду.
В первые дни лучше оставлять ребёнка на 1-2 часа увеличивая постепенно время пребывания до обеда, до полдника, а затем и до вечера. Чем быстрее ребёнок почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесёт перемены в своей жизни разлуку с родителями.
Выработка единых требований к поведению ребенка, в детском саду и дома важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Для того, чтобы адаптация прошла успешно, необходимо соответствующим образом создать условия общения и игровой деятельности для детей вновь пришедших в детский сад.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом адаптации детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Психолого-педагогическими условиями успешной адаптации должна стать организация процесса адаптации, включающая:
· правильно организованный прием детей;
· создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
· работа с семьей;
· организация предметно-развивающей среды и игровой деятельности;
· индивидуально-личностный подход в воспитании и обучении детей с учетом всех действующих факторов адаптации.
Критериями успешной адаптации считаются:
· внутренний комфорт, заключающийся в эмоциональной удовлетворенности;
· внешняя адекватность поведения, которая заключается в способности легко и точно выполнять новые требования.
Актуальность всего вышеперечисленного очевидна. Работая в группе детей раннего возраста, в этом году мы встречали детей в возрасте двух лет. Мы очень беспокоились, ставя перед собой вопросы: «Какие это дети? Как с ними работать?», ведь они из домашних условий, из маминых рук попадают в новые условия, в новое окружение.
В период адаптации трудно и детям, и взрослым. Родители также требуют особого внимания, индивидуального подхода.
Родители сильно волновались. Волнения были связаны с тем, насколько быстро ребенок привыкнет к новой обстановке. Эти волнения имеют реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и на физическом здоровье детей.
Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность – здоровье, превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
С поступлением ребенка двух-трехлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды и т. д.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Для успешной адаптации в группе важны многие факторы, как уже говорили выше, прежде всего хотелось бы остановиться на организации предметно-развивающего пространства.
Одной из главных задач организации предметно-развивающего пространства является создание условий для игрового общения детей, в ходе которого дети закрепляют знания, умения, правила, основы которых закладываются на занятиях и в совместной со взрослыми деятельности.
Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей детей создан сенсомоторный уголок, где размещены игрушки, дидактические пособия, конструкторы разные по форме, цвету, величине, по функциональному назначению, различные виды шнуровок, способствующих развитию мелкой моторики рук. Количество оборудования позволяет постоянно обновлять и уголок, так как сменный игровой материал хранится в его шкафах. Мебель соответствует росту детей, тем самым обеспечивается свободный доступ к игрушкам. Пособия доставляют радость и удовольствие детям, побуждают их к активной игровой деятельности.
Возрастной потребностью детей раннего возраста является потребность в движении. Этому способствует большое открытое пространство группы, в котором есть небольшие зоны для реализации двигательной активности, а именно: машины, коляски, мягкие модули, спортивный уголок, в котором находятся: массажные коврики, кегли, мешочки для метания, шары для катания, мячи, игрушки-каталки, шнуры для перепрыгивания. Созданные в центре условия позволяют малышам через движение познавать и реализовать собственные физические возможности.
Отдельно хотелось бы остановиться на использовании в период адаптации детей раннего возраста пальчиковых игр. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного эмоционального общения, что также немаловажно для адаптации детей. С помощью потешек, пальчиковых игр, постепенно наши дети привыкли к режимным моментам, заходят в группу с улыбкой.
Самостоятельная игра ребенка полутора-двух лет во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду, подберут и расположат игрушки. В нашей группе среда наполнена разнообразным игровым материалом и оборудованием. Это игрушки – персонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, богатой корзиной продуктов и т. п. Игровое оборудование внешне и функционально максимально приближено к реальным предметам быта. Центр сюжетно-ролевой игры способствует бытовой социализации детей, позволяет малышам развивать разнообразные сюжеты элементарных ролевых игр.
Есть центр для игр с водой. Две емкости можно наполнить водой. Для игр с водой подобраны рыбки, лодочки, губки, леечки, ведерки. Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает познавательный интерес и много положительных эмоций.
В нашей «Библиотеке» представлено большое разнообразие интересно оформленных книг, изготовленных из разных материалов. Это разного формата и размера картонные книги-гармошки, книги-панорамы, книжки-малышки, книги-раскладушки, книги со звуковым сопровождением или мелодией. Привлекательность книг способствует формированию у детей с раннего возраста интереса к книге, желание слушать и рассматривать иллюстрации.
Уголок ряженья – необходимый атрибут группы раннего возраста. С помощью взрослого дети наряжаются в платочки, платьица, юбочки, накидки, шапочки, маски и т. п. Принятие образа и роли героя сказки или потешки развивает в детях креативность мышления, желание реализовать свой творческий потенциал. На импровизированной сцене дети демонстрируют свои творческие способности: исполняют песни, рассказывают стихотворения, музицируют на музыкальных инструментах: погремушках, бубнах, барабанах.
Предметно-развивающее пространство группы постоянно совершенствуется, дополняется современными дидактическими пособиями, игровым материалом.
Такая организация предметно – пространственной развивающей среды группы раннего возраста наиболее рациональна, так как она учитывает основные направления развития детей раннего возраста.
Следующий аспект успешной адаптации – это работа с родителями.
На первом родительском собрании мы знакомим родителей с условиями и организацией жизни детей в детском саду, уточняем график прима детей, длительность ежедневного пребывания ребенка в группе. Обязательно обращаем внимание на то, как важен для процесса привыкания режим дня ребенка в семье. Несовпадения домашнего режима с режимом ДОУ отрицательно влияет на состояние ребенка. Рассказываем о том, какое значение имеет то, как сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Часто приходя в детский сад, дети двух и трех летнего возраста не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.
В работе с родителями используем анкетирование, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды, консультации для родителей, беседы, родительские собрания).
Проводя беседы с родителями, стараемся корректно указать на характерные ошибки, даем советы, как отучить малыша от нежелательных привычек. Помочь своевременно сформировать необходимые навыки, полезные привычки. Приглашаем родителей посетить нашу группу с ребенком, чтобы они посмотрели, в каких условиях он будет находиться, знакомим малыша с детьми, показываем игрушки, развивающую среду, место для прогулок.
Обрабатывая полученные результаты анкетирования родителей, делаем выводы о том, как правильно принять ребенка в свою группу, какие советы дать маме, чтобы облегчить адаптационный период. В родительском уголке вывешиваем различные памятки по укреплению здоровья детей, специально укрепляющая здоровье гимнастика, даем полезные советы по адаптации детей. С родителями проводим различные индивидуальные консультации.
Результатом работы с родителями является то, что дети адаптируются быстрее. Ведь от того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.
Так мы решаем общую задачу педагогов и родителей помочь детям безболезненно войти в жизнь детского сада.
В заключение хотелось бы отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее адаптацию к перемене в образе жизни ребенка.
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволяют активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развития детей.